Главная >> 5 >> 18

Хомус - музыка дружбы

Три дня продолжался праздник музыки в Хангаласском улусе. В конце июня в небольшом селе Техтюр состоялся I Международный молодежный фестиваль варганной музыки "Ил Хомус". Проведение этого фестиваля стало возможным благодаря Управлению культуры Хангаласского улуса, выигравшему грант Президента РС(Я) в области культуры и грант Министерства по молодежной политике.


Танцы под хомус


Фестиваль проходил в новом здании школы. Гостей разместили по частным домам, а дети из якутской музыкальной школы разбили палаточный городок неподалеку от центра событий.


Поскольку самое большое помещение школы - спортивный зал - не смог бы вместить всех желающих, торжественное открытие состоялось во дворе. Микрофоны для выступающих установили на высоком школьном крыльце. Гостей фестиваля поприветствовали глава Хангаласского улуса Анатолий Добрянцев и глава Техтюрского наслега Николай Шишигин, заместитель министра культуры Иван Алексеев и заместитель министра по молодежной политике Анатолий Глушко.


После благополучного завершения официальной части начался концерт. Хомус звучал на все лады. Играли и сольные исполнители, и целые ансамбли хомусистов. Особенно ярким было выступление конкурсантки Чэмэлиинэ Федоровой. Она исполнила две композиции, наложенные на музыку в стиле техно. Я, конечно, предполагала, что транс и эмбиент в сочетании со звуками варгана звучат особенно медитативно, но и не подозревала, что под ритмы хомуса можно танцевать. Не просто танцевать - отплясывать, в чем я убедилась на следующий же день на дискотеке.


Во время концерта произошел один забавный случай. На импровизированной сцене выступал детский танцевальный ансамбль, когда неожиданно отключили электричество. Фонограмма умолкла, но дети продолжили танцы под громкий размеренный счет своей руководительницы: "Раз, два, три, четыре". Ожидавшие своей очереди хомусисты взялись за инструменты, и под этот импровизированный аккомпанемент танец был завершен. За упорство маленькие танцоры были вознаграждены такими бурными аплодисментами, каких не удостоился ни один исполнитель.


Хомусисты всех стран, объединяйтесь!


Французский писатель и журналист Этьен Жернель, который собирает в Якутии материал для новой книги, не мог пропустить такое экзотическое событие, как фестиваль варганной музыки. Мы с ним познакомились накануне на молодежном ысыахе в Намцах, поэтому встретились как добрые знакомые. Этьен настолько впечатлился услышанным, что купил аж два больших хомуса - один себе, другой в подарок, и книжечку-самоучитель виртуоза Спиридона Шишигина, где есть раздел на английском языке. Думается, теперь долгими парижскими вечерами Этьен будет наигрывать на хомусе протяжные якутские мелодии. Кстати, увидев на выставке фотографию французского хомуса, Этьен был в шоке - он и не подозревал, что у французов тоже есть варганы! Слыша нашу оживленную болтовню на английском, люди принимали меня за переводчицу. Нас познакомили с другим иностранцем - немецким хомусистом(!) Штефаном Эверцхаухзером, который специально приехал из Мюнхена, дабы принять участие в фестивале "Ил Хомус". Сопровождал Штефана другой хомусист, член жюри фестиваля и студент японского отделения факультета иностранных языков ЯГУ Ким Борисов.


-- Штефан, как ты стал хомусистом? Вряд ли это самое распространенное хобби среди германских парней.


-- Все началось с того, что я случайно увидел в магазине хомус и купил его.


-- ??? В германском магазине? Настоящий хомус?


-- Настоящий, но не якутский. Австрийский - у них тоже есть хомусы. С тех пор я буквально влюбился в этот инструмент. И когда, будучи в Берлине, увидел объявление о концерте хомусиста-виртуоза из Якутии Спиридона Шишигина, конечно, просто не мог не пойти туда. Я был восхищен его игрой, и познакомился с ним после концерта. Потом мы встречались со Спиридоном на фестивале варгана в Норвегии, где мы, кстати, познакомились с Кимом, а теперь меня пригласили сюда в качестве участника.


-- Ты в первый раз в Якутии?


-- Да, и мне здесь очень нравится. У вас так много леса между населенными пунктами!


-- А по жизни ты музыкант?


-- Наверное, да. Я играю на гитаре в рок-группе. Но ее название тебе ни о чем не скажет, мы просто выступаем в клубах. Электрогитара, рок - это для девушек, а хомус - для души (смеется).


-- Так ты профессиональный музыкант?


-- Нет, но моя профессия тоже связана с музыкой, я работаю звукоинженером.


Неоконченная пьеса для электрохомуса


На второй день фестиваля во время концерта (совмещенного с дискотекой) в школьном спортзале (к слову, оснащенном первоклассной звукоаппаратурой, которой позавидовали бы многие столичные учебные заведения) знакомая по "Табыку", лидер группы "Абстракция" Альбина Дегтярева дважды повергла меня в культурный шок. В первый раз, когда она засунула язычок хомуса в рот, вытянула руки по швам и начала играть языком. И во второй раз, когда она играла на электрохомусе. Представьте себе хомус, к которому крепится небольшой электромагнит, проводки от которого тянутся к сумочке с аккумулятором!


Электрохомус звучит немногим громче обыкновенного, но открывает новые горизонты творчества, ибо достаточно один раз дернуть за язычок - и инструмент звучит почти бесконечно. В это время можно варьировать звук, импровизировать... А частота звучания настраивается на конкретного исполнителя, в данном случае - на Альбину Дегтяреву, и никто другой не сможет извлечь из электрохомуса ни звука. В этом я убедилась, протиснувшись "за кулисы", чтобы поближе рассмотреть чудо техники, и познакомившись с автором изобретения, Иваном Христофоровым. Он физик, преподает в ЯГСХА. Над созданием электрохомуса работает с 1993 года. Это уже второй, усовершенствованный образец.


Патента у "Кулибина" нет. Точнее, нет времени и денег, чтобы специально с этой целью ехать в Москву. Его дело - изобретать, считает мастер. Между прочим, первый опытный образец автор демонстрировал публике на пресловутом фестивале варганной музыке в Норвегии, и сметливые капиталисты быстро пустили подобные электрохомусы на поток. Две тысячи долларов штука, шутка ли? Где вы, отечественные олигархи, готовые вкладываться в производство и в престиж родной республики? Где чиновники, которые смогут помочь получить патент?


Цветок Чэмэлиинэ


Бурные аплодисменты сорвало трио Дегтярева - Борисов - Эверцхаузер. Затем с уже знакомыми композициями выступила Чэмэлиинэ Федорова-Кулакова, с которой мне удалось пообщаться после концерта.


Согласно недавно полученному диплому Мединститута, Чэмэлиинэ -- врач-педиатр. Играет на хомусе с 9 лет, занималась в ансамбле "Мичил". Участвовала в "Студенческой весне", в 2001 году в Хабаровске получила гран-при этого фестиваля. Два раза была во Франции -- в 1999 и в 2001 годах, в 2002 году ездила на IV Международный фестиваль варганной музыки в Норвегию.


--Чэмэлиинэ, у тебя очень необычное имя, что оно означает?


-- Есть такой цветок. Как он называется по-русски, я не помню.


-- А двойная фамилия от родителей? Или ты вышла замуж?


-- Вышла замуж, причем совсем недавно.


-- Еще у тебя необычная музыка. Ты сама ее пишешь?


-- Нет, одну композицию для меня написал Аполлон Томский, вторую -- Евгений Охлопков.


-- Где можно услышать твои записи? Скачать, купить, наконец?


-- Купить - нигде. Скачать тоже вряд ли. А услышать можно на волне радиостанции "Виктория-Саха".


-- Что нужно для того, чтобы научиться играть на хомусе?


-- Главное, чтобы у человека было чувство ритма и музыкальный слух. Мне, наверное, помогло то, что я окончила музыкальную школу по классу фортепиано.


Учитесь играть на хомусе


Видели бы вы, как лихо техтюрские школьники отплясывали под хомус! А на следующий день, во время ысыаха Хангаласского улуса состоялись закрытие фестиваля и церемония награждения. Занявший третье место по сольному исполнению Штефан Эвертхаузер, как и Лена Кривошапкина (I место), и Вера Аргунова (II место), получил в качестве приза якутские серьги. Самодеятельным (I место - "Чомчуунэ") и профессиональным (I место - "Иэйи") ансамблям вручали музыкальные центры (за I место), магнитолы (за II место), швейную машину и фотоаппарат (за III место). Шестнадцать человек получили именные призы - хомусы, книги, картины и сувениры.


Кстати, поддавшись общему настроению, я тоже купила себе хомус. Небольшой исполнительский инструмент работы мастера Павла Михайлова, на нем даже гравировка есть: "Мих.2004". Ценители говорят, что звук хороший. А что? Запишусь осенью на курсы при музее хомуса и буду играть в свое удовольствие, не вызывая нарекания домашних. Звуки пианино, на котором я училась играть в музыкальной школе, отца раздражают, а хомус - он тихий.