"Из всех искусств важнейшим для нас является кино" - это давнее высказывание вождя мирового пролетариата, похоже, не потеряло своей актуальности и в наши дни. Во всяком случае, три десятка лет назад, на заре строительства Байкало-Амурской магистрали, "УАЗик" - кинопередвижку ждали с нетерпением в каждой палатке изыскателей, проектировщиков, транспортных строителей, мостовиков и тоннельщиков. Об этом поведал нам главный "киношник" тех времен, бывший заведующий отделом культуры дорпрофсожа забайкальских транспортных строителей, ныне электромеханик Северобайкальской дистанции сигнализации и связи (ШЧ-13) Игорь Васильевич ФОМИН.
МНЕ, уроженцу бурятского села Сосновоозерска, после окончания Ленинградской высшей профсоюзной международной школы культуры выпала дорога на БАМ. В 1978 году с новеньким дипломом организатора-методиста культурно-массовых мероприятий высшей квалификации я прибыл в Северобайкальск.
Еще кругом шумел лес, города как такового не было, - скажем, на том месте, где сейчас стоит здание ШЧ-13, была хорошая "плантация" брусники.
Как-то прибыла к нам группа художников из Москвы и Ленинграда - у них было задание отобразить на своих полотнах начальный этап строительства магистрали и, разумеется, тех, кто возводил жилые дома, трудился на укладке рельсо-шпальной решетки, в забоях Байкальского и Северомуйского тоннелей. Ну и работники культуры тоже попали в их поле зрения - до сих пор я берегу свой портрет кисти "неизвестного художника" - молодого талантливого парня - к сожалению, не помню его имени-фамилии.
Но суть такова: когда я смотрю на этот портрет, всегда поражаюсь, насколько точно "провидел" художник будущий город! Он изобразил меня в проеме окна, за которым угадываются смутные контуры проспектов, знаменитой нашей северной "Авроры" - железнодорожного вокзала, а на линии горизонта сверкает "стальной клинок" Байкала...
Но, возвращаясь к кино, хотел бы сказать, что сегодня у всех в избытке всякой современной техники: телевизоров, компьютеров, видеомагнитофонов, видеокамер и прочих плееров - "сидюков". А в те времена, действительно, важнейшей составляющей культурной жизни было кино, а 16-миллиметровый кинопроектор "Украина" - главнейшим "носителем добра, света и счастья в массы". (Ну, еще можно упомянуть 8-миллиметровую "Русь" - на ней "гоняли" детские мультики).
Причем нас снабжали самыми лучшими фильмами. Их поставляла "обойма" лучших киностудий страны - имени Довженко, Горького, "Мосфильм", "Ленфильм". Как только у них "созревал" очередной первоклассный фильм - его дубль тут же выходил на 16-миллиметровой пленке и срочно отправлялся на БАМ - во исполнение специального постановления ЦК партии.
У нас имелось 8 разъездных автомашин "УАЗ-452", был специальный штат водителей-киномехаников, этакий "киноспецназ быстрого реагирования", который круглыми сутками колесил по бездорожью, заезжал в каждый поселок, бригаду, палатку и выполнял "боевую задачу" под стрекот видавших виды кинопроекторов...
Петр Выдрич, Валентин Куцепалов, многие другие ребята не вылезали из командировок, практически не ночевали дома, стремясь "охватить" большее количество своих благодарных зрителей.
План кинопроката, помню, выполнялся и перевыполнялся. Бывало, приедешь в палатку, а там 25 человек после напряженного трудового дня "жаждут" кино: уже деньги на столе в кучку свалены, кто у печки, кто на походных топчанах устроился - мол, давай-давай, "кинщик", не тяни, включай свой "шайтан-фонарь"!
Ну, отсчитаешь из этой кучки денег на столе, сколько надо: из расчета стоимости билета - по 20 копеек с человека, оторвешь билеты на эту сумму, включишь "Украину" и... в заиндевевшей, побелевшей от дождей и снегов палатке на простыню-экран врывается прекрасный и яростный мир тревог, встреч и разлук лирических героев тех давних памятных кинолент.
Помнится, большой популярностью пользовались такие картины:
"Весна на Заречной улице", "Дело было в Пенькове", "Как закалялась сталь", "Фанфан-тюльпан", "Три мушкетера", "Бритоголовая семерка" (последний - лихой, остросюжетный боевик, один из первых опытов советских режиссеров, попробовавших снять нечто наподобие американского вестерна).
Порой мы умудрялись показать один фильм жителям 3-4 палаток. А они стоят друг от друга на 15-20 километров по трассе: в одной - мостовики, в другой - механизаторы, в третьей - транспортные строители, в четвертой - тоннельщики...
Гранитный, Гоуджекит, Дабан, Кичера, Новый Уоян, Янчукан, Витим - в те уже далекие времена это были густонаселенные поселки, повсюду стояли целые скопления техники. И "вся строительная рать" громко и настойчиво требовала: "Даешь кино!" Ведь в ту пору, кроме фильмов, развлечений-то и не было никаких.
В связи с этим вспоминается случай. Однажды вьюжной, студеной ночью 1979 года на перевале Дабан загорелись клуб и некоторые дома поселка СМП-651. Так вот, мужики в первую очередь бросились в огонь ... спасать фильмы!
Так что книги, песни, фильмы тоже помогали строить Северный Транссиб, вдохновляя людей на трудовые подвиги.
Мне хотелось бы завершить этот свой краткий "юбилейный" монолог строчками известной песни композитора Аверкина, ставшей бамовским шлягером тех далеких лет, символом нашей молодости и энтузиазма:
Эту стылую землю,
Неподвластную лету,
На любом перегоне
Проходил я тайгой...
И отсюда уеду
В самом мягком вагоне
По железной дороге,
Построенной мной...