Главная >> 5 >> 18

Через деньги - к звездам

Стартовал XXVI Международный Московский кинофестиваль. Каждый год народ высматривает на ковровой дорожке, расстеленной на ступенях "Пушкинского", знакомые голливудские лица. Ведь чем лиц больше - тем большего стоит фестиваль. Для его организаторов.


Московский кинофестиваль, по большей части, - праздник для критиков. Потому что кино, которое крутят в конкурсной программе, как правило, "не для всех". Оно далеко от народных масс и в широкий прокат после фестиваля поступает крайне редко. Обыватели об уровне мероприятия судят не по лентам, а по тому, сколько голливудских (либо европейских) звезд прошло по ковровой дорожке.


И это правильно. Приезд или неприезд в Москву кинознаменитостей в самом деле индикатор уровня фестиваля. Ведь чем интереснее премьеры, тем активнее кинорынок на фестивале, а значит, тем больше продюсеров приезжает на фестиваль продать или купить кино. Туда, где торгуют "кином", как своеобразные "промоутеры" едут и узнаваемые актеры. Если сравнить Московский кинофестиваль (бюджет этого года $4 млн.) с Каннами (бюджет $12 млн.), то во Франции бывает и больше громких премьер, и звезды туда съезжаются самого высокого уровня, и фильмами торгуют вовсю. А ММКФ с прошлого года отказался от кинорынка как такового. Уж лучше никакого, чем бледная тень. Но мировые звезды все-таки приезжают! И один "Интерфест" (компания, приглашающая звезд на фестиваль) знает, чего это стоит. Причем вот ведь какая закономерность - чем больше бюджет кинофестиваля, тем больше мировых знаменитостей приезжает в Москву. Меньше денег - меньше звезд. Появились даже слухи о том, что ММКФ попросту платит иностранцам "за присутствие". И это обидно: ведь никому даже в голову не приходит предположить, что в те же Канны, Торонто или Венецию звезды едут не из "киношного" интереса, а за оговоренную сумму в твердой валюте. На самом деле зарубежным деятелям есть чем заняться в Москве и помимо кинорынка или получения на русский манер "денег в конвертах". В 2001 году на XXIII фестиваль приехал Джек Никол сон презентовать фильм "Обещание", где сыграл главную роль. Его приезд должен был способствовать прокату. Причина многим показалась чересчур банальной. Искали тайную интригу. Ходили даже анекдотичные слухи, что Николсон поставил Михалкову условие: он приедет в Москву только в том случае, если ему вручат премию имени Станиславского. Как бы там ни было, но именно в тот год Никита Сергеевич учредил премию "Верю. Константин Станиславский". Его не смутило даже то, что премия Станиславского в России уже существовала - только театральная. Уверяли, будто Никита Михалков заплатил актеру за приезд несколько сотен тысяч долларов.


И вообще, мол, чуть ли не весь бюджет в $4, 6 млн. ушел на звезд, которых в тот год было действительно много. На "богатом" XXIII кинофестивале "засветились" также Лара Флинн Бойл, звезда "Прирожденных убийц" Вуди Харельсон, актер Шон Пени и актриса Пета Уилсон (которая так полюбилась тогда Владимиру Путину). Не считая многочисленных звезд второго плана.


Прошлогодний, XXV фестиваль потянул лишь на "три звезды": приехали Стивен Сигал, Фанни Ардан (ей тоже вручили премию Станиславского) и Джина Лоллобриджида. Бюджет мероприятия был рекордно низкий - $3 млн., все деньги тогда потратили на празднование 300-летия Санкт-Петербурга. Такое совпадение посчитали неслучайным. Мол, просто той же Лоллобриджиде платить надо меньше, чем Брюсу Уиллису. На самом деле, по словам организаторов, если кинодива и ставила какие-либо дополнительные условия, то отнюдь не финансовые. Вошедшая в постбальзаковский возраст кинодива теперь пытается зарабатывать как художница. И попросила организаторов фестиваля устроить выставку ее скульптур в Пушкинском музее. Выставку устроили.


Квентина Тарантино приглашали посетить Москву аж с 2000 года. Но реальная перспектива увидеть "кровавого мальчика" в Москве забрезжила только после того, как у него появился здесь business - раскрутка "Убить Билла-2". Ведь по правилам Гильдии писателей Америки, в которую входит и Квентин, ему положен процент доходов от проката - обычно вознаграждение сценариста составляет 2, 5% от чистой прибыли. По оценке оргкомитета фестиваля, показ фильма в рамках ММКФ с приездом "хедлайнера" эквивалентен $100 млн., вложенным в рекламу картины, и существенно способствует росту сборов. Это необходимый и достаточный повод для того, чтобы приехать. И снова начинающиеся разговоры о том, что "Михалков заплатит Тарантино", на этом фоне явно неуместны.


В этом году звезд ожидается, вообще, немало. Когда сдавался этот номер "Профиля", на фестиваль уже прилетели Тарантино и Дэвид Кэррадайн, сыгравший главную роль в фильме "Убить Билла-2", американская актриса Мерил Стрип (ей обещали вручить премию "Верю. Константин Станиславский"), режиссер Эмир Кустурица (его ожидает премия "За вклад в мировой кинематограф"). Также на фестивале ожидают французскую актрису Изабель Аджани и звезду картины "Лучший друг" Руперта Эверетта.Примета "большой бюджет" - "большие звезды" опять работает. И не ищите здесь никаких неприличных намеков.