В текущем учебном году Министерство образования РФ впервые проводило Всероссийский конкурс "Лучшие школы России". В нем приняли участие 65 тысяч общеобразовательных учреждений страны. Теперь этот конкурс решено проводить ежегодно. Он будет направлен на развитие творческой деятельности педагогических коллективов по обновлению содержания образования, что повлияет на рост профессионального мастерства педагогических работников, поможет распространению опыта работы лучших. Главная цель конкурса - выявление творчески работающих педагогических коллективов, публичное признание вклада конкретной школы в развитие системы образования, а также привлечение внимания к школе со стороны общественности, родителей, бизнес-сообщества.
В финальном этапе конкурса приняли участие три школы Белгородчины: Орликовская средняя школа, Городищенская школа Старооскольского района и общеобразовательный лицей N 10 г.Белгорода. Заключительный этап федерального конкурса состоял из двух туров. На первый, заочный, тур Орликовская школа представила паспорт учреждения, программу развития на ближайшие годы и описание ее реализации: видеоматериалы, компьютерную презентацию, методические материалы, сценарии уроков, внеклассных мероприятий, публикации в периодической печати и научно-методических изданиях за последние три года, творческие работы педагогов и учащихся.
Каковы были критерии отбора и оценки конкурсантов? На всех этапах творческого состязания участников оценивали по качеству образовательного процесса, условиям, созданным для профессионального роста учителей, достижениям обучающихся и педагогического коллектива. Учитывалось внедрение инновационных технологий.
Орликовская средняя школа, в которой учатся 246 детей, - одна из опорных школ Белгородской области по организации методической работы с педагогическими кадрами. Школа является лауреатом областного конкурса воспитательных систем, победителем областных смотров школьных музеев, областных конкурсов по выполнению программы самообеспечения продовольствием, по организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, победителем Всероссийского фестиваля "Духовное возрождение села". Педагоги школы за последние три года опубликовали более 50 работ в различных российских научно-методических изданиях.
В числе наших учащихся - лауреат Президентской премии за достижения в области живописи, лауреат международной научной историко-краеведческой конференции, Всероссийского конкурса исследовательских работ "Моя малая родина".
Недавно в школе прошла региональная научно-практическая конференция "Преемственность в образовании: опыт, проблемы, перспективы". В целях ознакомления с опытом работы школу посетили делегации из Германии и Украины.
Из года в год школа добивается высоких результатов - из 35 участников районных олимпиад победителями и призерами стали 17 наших учеников.
Мы активно развиваем систему дополнительного образования. В школе работают около 50 кружков различной направленности: музыкальный, художественный, спортивный, экологический. Большое внимание уделяется трудовому воспитанию учащихся. Ни один общесельский праздник не обходится без нашего участия.
Всероссийский конкурс "Лучшие школы России" проводился по десяти номинациям: "Школа педагогического поиска", "Школа современных образовательных технологий", "Школа социального партнерства", "Школа гражданского становления", "Школа с этнокультурным компонентом", "Школа - социокультурный центр села", "Школа профессиональной карьеры", "Школа успеха", "Школа здоровья", "Школа школ". Номинацию выбирали самостоятельно. Орликовская средняя школа могла достойно выступить в нескольких, но после долгих раздумий решено было участвовать в номинации "Школа с этнокультурным компонентом".
Одну из основных своих задач педагогический коллектив видит в том, чтобы помочь учащимся осознавать себя представителями русской национальности, способствовать сохранению и развитию русского этноса. Нация сохраняется до тех пор, пока в человеке живы национальные черты. Приобщение к народной культуре целесообразно начинать как можно раньше, с детства. Принцип этнокультурной направленности образования способствует становлению личности растущего человека как носителя и творческого продолжателя родной культуры. Выпускник школы видится нам человеком, свободно владеющим русским и, как минимум, одним из мировых языками. Он живет в родной этнокультурной среде, знает и уважает культуру других народов, не претендует на свою исключительность как представитель конкретного этноса. Он должен уважать общечеловеческие ценности. Сегодня части нашей молодежи свойственны антипатриотизм, социальная апатия, жестокость, этнически нивелированное сознание. Поэтому ориентация на народную культуру - это важное условие формирования национального самосознания. Учащиеся школы вовлечены в поисковую, исследовательскую, краеведческую деятельность.
В заочном туре конкурса приняли участие 189 школ из 79 регионов страны. В состав экспертной комиссии входили 39 известных специалистов в области образования, представители педагогической общественности. По результатам заочного тура жюри официально назвало тридцатку финалистов. Очный тур конкурса проходил в Москве с 21 по 24 апреля в рамках Российского образовательного форума в культурно-выставочном центре "Сокольники".
Организация форума была на самом высоком уровне: многочисленные выставки, "круглые столы", встречи, презентации, мастер-классы. Свою продукцию представляли различные педагогические издательства, фирмы по производству наглядных пособий, спортивного и учебного оборудования. Здесь же проходил конкурс инновационных проектов.
Орликовская средняя школа соревновалась с гимназией N 29 из Улан-Удэ (Республика Бурятия) и средней финно-угорской школой
им.Э.Ленрота г.Петрозаводска (Республика Карелия). Соперники у нас были достойные. Их опыт уникален, самобытен. Программа конкурсных испытаний предполагала организацию и защиту экспозиции, отражающей деятельность школы, представление опыта работы школы, творческую самопрезентацию учреждения...
Самым напряженным и самым ответственным была для нас творческая самопрезентация. Эксперты задавали много вопросов, касающихся самых разных аспектов деятельности школы. Экспозиция Орликовской средней школы на конкурсе имела успех. К нам подходили многие делегации, интересовались опытом работы. В качестве подарка все наши гости получали буклет о школе.
О проблемах развития российского образования шел глубокий, содержательный разговор за "круглым столом", который вел ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Э.М.Никитин.
Подведение итогов конкурса вылилось в яркое, красочное зрелище с выступлением звезд российской эстрады. В номинации "Лучшая школа с этнокультурным компонентом" жюри присудило победу Орликовской средней школы. Это были незабываемые минуты радости, гордости за свой коллектив, за то, что мы оправдали надежды, которые на нас возлагали.
Всем победителям десяти номинаций были вручены призы конкурса "Серебряный колокольчик", почетный диплом, грант на развитие учреждения в размере 100 тысяч рублей, книги.
Большой вклад в нашу победу внесли родители, жители Орликовского сельского округа. Огромную помощь при подготовке к конкурсу оказали областное управление образования и науки, региональный институт повышения квалификации и переподготовки специалистов, районный отдел образования.
Выступая на торжественном собрании, посвященном 50-летию образования Белгородской области, губернатор Е.С.Савченко сказал: "На пороге XXI века Белгородчина уверенно превращается в регион с интенсивно развивающимся образовательным пространством, насыщенным самыми современными информационными технологиями, где помимо высокого качества учебного процесса обеспечивается духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, молодежи". Именно духовно-нравственное воспитание молодого поколения стало основой деятельности нашей школы.