Главная >> 5 >> 18

ТАМ, НА ТОМСКОЙ СТОРОНЕ

Об итогах межрегионального фестиваля "Сибирский транзит-2004"


Фестиваль фестивалю рознь... Нынешний "Сибирский транзит" основательно "дрейфовал" в сторону "Золотой маски": Москва явно перехватила инициативу у питерской части экспертного совета, стоявшей "у истоков", и, активно прирастая Сибирью, задавала солидный, почти академический тон всей театральной тусовке. Количество столичных гостей было почти рекордным: открывал форум председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин, приветственные телеграммы прислали Михаил Швыдкой и Иосиф Кобзон (как же без него?). Свой спектакль представлял художественный руководитель Алтайского молодежного театра... Валерий Золотухин, в оff-программе фестиваля участвовал Александр Филиппенко. Оценивали представленные постановки сибирских театров ведущие московские критики, редакторы центральных журналов Олег Пивоваров, Римма Кречетова и Наталья Старосельская - и все вместе несколько снисходительно говорили о том, что пора, "пора избавляться от комплексов провинции". "В Москве провинциальных театров, возможно, больше, чем во всей остальной России. Ибо понятие провинциальности не географическое, а театральное. Самый талантливый спектакль я видел далеко за пределами Садового кольца" (Олег Пивоваров). "Я бы выделила в особую категорию сибирский театр. Потому что в Сибири больше рождается интересных спектаклей, чем в остальной России..." (Римма Кречетова). Если прошлый фестиваль в Омске был более открытым, дискуссионным, нынешний величественно вышагивал и больше помалкивал об оценках (эксперты считали неэтичным обсуждение своей точки зрения с публикой и тусовкой). Что ж, так и правильнее, и удобнее, но как-то холоднее...


Для творческой группы норильского "Татарина маленького" путешествие в уже начинавшееся лето само по себе было подарком, который все приняли с воодушевлением и особым "богемным" энтузиазмом, не забывая при этом о многочисленных технических сложностях монтировки спектакля на чужой площадке. Фестиваль же встретил нас занятным рекламным радиообъявлением: "Фантазии одинокого сознания Норильского Заполярного театра драмы состоятся 24 мая на сцене областного Томского драматического..."


Были ли мы действительно одиноки на этом празднике жизни? И да, и нет. С одной стороны, на подобного рода "маевках", при усилении "золотомасочной" творческой конкуренции, каждый оставался в пределах своего "домика". К тому же на фестивале мы считались пока новичками, темными лошадками, о нашем предыдущем успехе знали, но явно не все, взоры многих были устремлены на работы театров, чьи названия уже можно считать брендами: Омский академический (с "Дачниками" в постановке Евгения Марчелли, прибывшими прямо с "Золотой маски"), Новосибирский "Красный факел", зачинатель фестиваля, Хакасский театр кукол "Сказки" (опять-таки с "золотомасочной" постановкой "Иуда Искариот. Предатель"), неоднократно заявлявшие о себе на "Золотой маске" Минусинский театр и его режиссер Алексей Песегов, получивший на прошлом "транзите" вполне солидный документ от критиков о том, что он "крылатый гений"... С другой стороны, никакая конкуренция, никакие "корпоративные интересы" не отменяют хороших человеческих отношений, интересных встреч, ради которых и заваривалась вся эта "каша". Ведь Сибирь велика и богата, а ее культурное пространство имеет множество "дыр" из-за объективной затрудненности творческого взаимообмена.


Нынешний успех норильчан на фестивале воплотился не только в громких номинациях ("Лучший спектакль", "Лучшая мужская роль", "Лучший капустник"), не только в денежном вознаграждении, дипломах и подарках, а, что важнее, во внимании к нашей работе со стороны профессиональной критики, в многочисленных предложениях о сотрудничестве, в оживлении творческих контактов с другими театрами и постановщиками. Для нас, работающих где-то там, за Полярным кругом, куда только самолетом можно долететь", это и есть настоящий глоток кислорода.


Станислав Ежи Лец сказал: "Человек не одинок - за ним все же присматривают". За творческим человеком "присматривают" не только его близкие, начальники, но и зрители. Мало того, что нас очень тепло приняла томская и фестивальная публика, устраивая настоящую овацию и после спектакля, и при вручении наград, наш родной норильский зритель и здесь своим вниманием не обделил. Так, в оргкомитет фестиваля пришло письмо от норильчанки, студентки факультета иностранных языков Томского университета: "Вдали от родных заполярных мест, суровых зим и короткого, но столь долгожданного лета увидеть вас - сильных духом, красивых, замечательных, талантливых - настоящий праздник. Огромное спасибо вам всем за то, что нашли возможность приехать в Томск и порадовать своим творчеством норильчан, в силу сложившихся обстоятельств вынужденных быть здесь, в центре Сибири. Мы в вас верим и любим вас!"


Что может быть дороже такого искреннего, горячего признания очевидного факта: норильчане все-таки особая национальность, со своим характером, судьбой, отношением к миру. А Заполярный театр в наиболее ярких постановках, видимо, воспринимается ни больше ни меньше как выразитель "национальной идеи". Даже в центре Сибири!