Главная >> 5 >> 18

МУЗЕЙ ИЛИ КАЗИНО?

Удивительна и драматична судьба одного из самых молодых российских музеев - Музея кино. За пятнадцать лет его официального существования не было более или менее продолжительного периода, когда бы он мог спокойно выполнять свои культурно-просветительскую и научную функции.


Собственно, драматичной его судьба была и раньше. Идея сохранять произведения совсем юной "десятой музы" у наиболее дальновидных деятелей кино возникла практически одновременно с рождением самого кинематографа - в 10-е годы прошлого века. И Музей кино в конце 20-х годов был создан в рамках Государственной академии художественных наук, но просуществовал только до 1932 года. Ценнейшие материалы первых лет жизни "важнейшего из искусств" были розданы по различным архивам, значительная часть бесследно исчезла. Многие выдающиеся советские кинематографисты не раз высказывались о необходимости создания киномузея, с ними соглашались, и их инициативы поддерживались, но... исключительно на словах, решение вопроса откладывалось до лучших времен.


В шестидесятые годы, когда Союз кинематографистов СССР начинал строительство Киноцентра на Красной Пресне, наконец-то было принято окончательное решение об открытии в этом же здании Музея кино. Однако строительство Киноцентра растянулось на долгие годы, только весной 1989-го Центральный Музей кино начинает свою работу. И бесконечную борьбу за свое существование.


Объяснить это просто: открытие музея совпало с началом перестройки и, следовательно, с затяжными войнами за передел собственности, в том числе и за права на владение Киноцентром. Желающих получить этот лакомый кусочек было предостаточно, и все они - на законных основаниях или без оных - пытались выжить музей из вожделенного здания в центре столицы: отключали электроэнергию, вентиляцию, срывали показы, устраивали судебные разбирательства...


Между тем то ли чудом каким-то, то ли благодаря стойкости и подвижничеству руководства и сотрудников музей набирал силу. Сегодня его коллекция насчитывает более пятидесяти тысяч единиц хранения основного фонда и около четырехсот тысяч научно-вспомогательного, которые просто негде демонстрировать. Более того, их уже негде хранить. В запасниках музея собраны архив Сергея Эйзенштейна, уникальные рукописи и эскизы к фильмам, реквизит, плакаты, афиши, единственные в России копии знаменитых фильмов... И опять же, несмотря ни на что, в залах под номерами 4 и 5, известных постоянным посетителям как залы имени Эйзенштейна и Чаплина, практически каждый вечер показываются кинофильмы в рамках самых разных тематических программ. Вернее, показывались...


Около месяца назад страсти вокруг Музея кино разгорелись с новой силой: здание Киноцентра, естественно, и помещения музея целиком переходят в собственность ресторана-казино "Арлекино". Новые владельцы планируют в ближайшее время расширить развлекательный центр, сделать необходимые реконструкцию и ремонт, и поэтому обязали музей освободить занимаемые им площади нынешним летом - сразу после закрытия XXVI Московского Международного фестиваля. Такой вот подарок празднику киноискусства!..


А что же государство, которое три года назад, тоже в дни работы Московского кинофестиваля, под напором кинематографической общественности взяло Музей кино под свою опеку, придав статус государственного учреждения с сохранением за ним площадей в здании Киноцентра вплоть до получения собственного здания? Как и семьдесят лет назад, решение вопроса откладывается на неопределенный срок. И Союз кинематографистов РФ, в частичной собственности которого находился Киноцентр, неожиданно уступил свои акции (по некоторым данным, более 30 процентов) давно претендующим на все здание арлекинцам. А ведь клялся и божился председатель союза Никита Сергеевич Михалков, что не даст музей в обиду, сделает все возможное для его сохранения! Может быть, что-то и делал, отстаивал, но, как видно, аргументы тех, кто выходит победителем в очередном витке передела столичной собственности, оказались сильнее.


В общем, как ни ряди, единственное в России хранилище киноклассики опять оказалось под угрозой закрытия. На Интернет-сайте Музея кино, правда, появилось несколько вариантов спасения хранилища - за счет его переселения в Провиантские склады на Зубовском бульваре, в студию И.Н.Ермольцева на площади Европы или в пустующий уже несколько лет многозальный кинотеатр "Октябрь" на Новом Арбате. Однако на решение в пользу любого из этих вариантов уйдет не один год: все три помещения требуют серьезного и дорогостоящего ремонта, а передача их в собственность музея - длительных согласований. Где все это время скитаться музею, никому не ведомо. Неужели опять ценнейшие коллекции придется раздать по другим архивам, а значительную часть, как это всегда бывает в подобных ситуациях, потерять безвозвратно? Видно, и вправду история нас ничему не учит...


***


Новые владельцы планируют в ближайшее время расширить развлекательный центр, сделать необходимые реконструкцию и ремонт и поэтому обязали музей освободить занимаемые им площади нынешним летом - сразу после закрытия XXVI Московского Международного фестиваля. Такой вот подарок празднику киноискусства!..