Похоже, что сегодня наше традиционное гоголевское название вестинской театральной рубрики как нельзя лучше совпадает с содержанием выпуска и может служить ему заголовком. Да, 227-й калужский театральный сезон закрыт, театралы (то есть зрители) и театральные труппы разъезжаются на каникулы. Кто куда - кто к южному морю, кто на деревню к дедушке, а кто и в отпуск свой законный продолжает творить, никак не может остановиться или просто переключиться на иной род деятельности. Например, директор нашего "Большого" Александр Кривовичев имеет еще тридцать неиспользованных отпускных дней от прошлого театрального сезона да плюс сорок от нынешнего, но пока нет у него конкретной рекреационной программы.
Сезон-2003-2004 был для Калужского государственного драматического театра вполне успешным во всех отношениях - и в творческом, и в коммерческом, и в плане, так сказать, профессиональных межтеатральных связей как на региональном, так и на всероссийском и даже на международном уровнях. О коротких, но ярких весенних взаимогастролях Калужского и Владимирского театров мы достаточно подробно писали в предыдущих выпусках "Театрального разъезда". Но вот о еще более короткой, но не менее успешной вылазке части нашей труппы на Первый международный фестиваль-лабораторию "Чеховские сезоны в Ялте" мы упоминали вскользь. Между тем этот быстро набирающий обороты проект заслуживает внимания, его поддерживают союзы театральных деятелей и соответствующие министерства-ведомства России, Украины, Белоруссии и Прибалтийских стран и многие театральные ассоциации, известные театральные деятели, спонсоры из Западной Европы и более дальних стран. Чехов - это фигура, пользующаяся в мире колоссальным авторитетом. Дом-музей Антона Павловича в Ялте в ближайшие годы, по-видимому, станет еще одной литературно-театральной Меккой.
Небольшая часть калужской труппы под руководством главного режиссера театра Александра Плетнева ездила в Крым по приглашению председателя СТД России Александра Калягина в конце апреля этого года, как раз в то время, когда основная часть труппы гастролировала во Владимире. Показывали наши на "Чеховских сезонах", естественно, "Три сестры", единственную чеховскую пьесу, идущую ныне в Калуге (постановщик - сам главреж). Но показывали не весь спектакль, а только пятидесятиминутную композицию, специально сделанную для Ялты. Поэтому ездили не все участники спектакля, а только главные герои: О. Петрова, И. Якубенко, Э. Ленковская (сестры), А. Никоненко (Вершинин), К. Солдатов (Тузенбах), Д. Денисов (Соленый). Работали коллективы и отдельные исполнители (например, народная артистка России Алла Демидова) не на театральных подмостках, а прямо в гостиной и в саду чеховского дома, что придавало спектаклям особые колорит и специфику. Правда, при этом "зал" мог вместить всего не более восьмидесяти зрителей, и в основном это были коллеги, участники семинара-лаборатории. Впрочем, и театралы Крыма старались попасть на дневные и на вечерние представления. У современных русских (русскоязычных) крымчан необыкновенно сильно развилась ностальгия по Родине, и потому в знаменитом элегическом месте пьесы, где чеховские сестры стремятся "В Москву! В Москву!", иные зрители, говорят, откровенно рыдали. А на принятых на форуме обязательных послеспектаклевых разборах с участием известных российских театроведов Александр Плетнев и наши актеры выслушали немало лестных слов (критика тоже была).
Еще больший успех Калужского государственного драматического театра констатирован в конце февраля текущего года в новом Театральном центре СТД России на Страстном бульваре в Москве. Три года уже Театральный центр на Страстном осуществляет показ для столичной публики лучших спектаклей российских провинциальных театров. Когда пришла очередь нашего театра, естественно, было решено показать в Москве оба гвоздя нашего 227-го сезона - "Лодку" и "Если любишь-найди!.." "Если любишь" показали два раза, "Лодку" - один раз. Успех был шумным. Была активная положительная пресса (газета "Культура", "Литературная газета" и другие столичные издания, радио- и телеканалы). На калужском театральном ревю по мотивам знаменитого фильма Эторе Скола "Бал" (постановщики Татьяна Борисова и Александр Плетнев) москвичи дружно и громко подпевали артистам: "Кипучая, могучая, никем не победимая...", "Вставай, страна огромная!..", "Синий платочек" и т.д. Что может быть большим свидетельством успеха? К тому же все три калужских вечера на Страстном зал активно посещали едва ли не все ведущие театральные критики и театроведы столицы: Наталья Старосельская, Александр Иняхин, Римма Кречетова, Борис Голубовский, Наоко Мацукава, Наталья Казьмина и многие другие.
Самый свежий вояж нашего театра - поездка в Санкт-Петербург. С 23 мая по 3 июня, в самые белые ночи и в дни празднования очередного (301-го) дня рождения града Петрова на Васильевском острове, проводился Третий международный фестиваль "Театральные открытия", иное название фестиваля - "Театральный остров". "Остров" традиционно принимает Петербургский театр сатиры на Васильевском. Участники нынешнего фестиваля: Русский инженерный театр "АХЕ", молодежный театр на Фонтанке, "Антреприза Кино", театр на Васильевском - это все труппы из Санкт-Петербурга. Театр "Багатела" (Польша), театр "Дайлес" (Рига), "Театр.doc" (Москва), театр "ГИТИС - Скандинавия" (Дания), группа "Русалки" (Голландия) и другие коллективы и исполнители-солисты. День Калуги был 31 мая. Наши показали все то же ревю "Если любишь - найди!.." И снова не промахнулись. Были хорошие отклики, диплом участника, приглашение на десятидневные гастроли в Санкт-Петербург и даже приглашение стать семьсот первым участником знаменитого Авиньонского театрального праздника во Франции, где обычно по традиции участвуют семьсот театральных коллективов со всего света.
Не замирает жизнь за восьмиколонным портиком на Театральной площади и летом. Четырнадцатого июня на малой сцене театра свой первый настоящий спектакль показали студенты (через год - выпускники) второго Калужского курса Российской академии театрального искусства (РАТИ). Это была короткая, но изящная двухактовая пьеса Карло Гольдони "Забавный случай". Произошел тот редкий театральный случай, когда "Забавный случай" (извините за невольный каламбур) понравился публике с первых же картин и, по-видимому, надолго. Этому поспособствовала новизна актерских (точнее, почти уже актерских) имен и индивидуальностей, их юные лица, сильная энергетика. В спектакле занята половина курса: Игорь Корнилов, Сергей Путинцев, Настя Семесенко, Лиза Лапина, Галина Стадникова, Григорий Иванец, Дмитрий Юшечкин. Если судить по этим семерым, похоже, что через год калужские театры пополнятся группой талантливых профессионалов.
Кстати, постановщик "Забавного случая" (режиссер-педагог, так написано в программке) - артист театра Павел Савчук, сам недавний выпускник Калужского курса РАТИ. Художественный руководитель курса - заслуженный деятель искусств России, профессор РАТИ Давид Ливнев (Москва), руководитель курса в Калуге - Александр Плетнев. Невольно удивляешься той выучке, техническому мастерству новой театральной поросли, которые юные артисты сумели всего за три года перенять у мэтров. К именам мэтров, столь продуктивно обучающих новое калужское актерское поколение, надо прибавить еще калужан - Надежду Ефременко, Евгения Сумина, Марину Кузнецову, Александра Кривовичева, а также москвичей - Айдара Закирова, Ирину Политковскую, Валентину Курзенкову и других педагогов. А среди других совсем еще молодые недавние выпускники первого Калужского набора РАТИ - Павел Савчук, Людмила Рогачева, Владимир Прудников - это только те, кто помог поставить "Забавный случай".
А что же в следующем сезоне, сезоне 2004-2005 годов? Сезоне, который пройдет под знаком 60-летия Великой Победы в Великой войне? Тайну планов и намерений на предстоящий сезон слегка приоткрыл для нас директор Калужского драматического театра Александр Кривовичев: "Наш главный режиссер Александр Плетнев к новому сезону готовит "Женитьбу Фигаро" по Бомарше. Александр Баранников работает над пьесой Эдмона Ростана "Романтики". Бывший калужанин, а ныне москвич Олег Зарянкин занят сценическим воплощением "Соседа и соседки" Джерома Тедорова. Пригласили мы и еще одного москвича, ученика знаменитого режиссера Валерия Фокина, Роберта Манукяна. Манукян будет ставить на калужской сцене пьесу из французской жизни - "Господин Амилькар" Ива Жамиака. И еще один сюрприз для калужан: специально к 60-летию Победы по социальному заказу губернатора области предполагаем сделать "А завтра была война..." по великолепной, пронзительной повести Бориса Васильева. Над этим тоже уже работает Александр Плетнев. Это мы собираемся сделать всерьез и надолго. Там ведь по сюжету еще нет войны, только тень ее над страной, и многое перекликается с сегодняшним днем. Но надо, чтобы не повторилось..."
Ну что же, Александр Анатольевич, целиком разделяем ваши театральные радости и гражданские опасения. Чтобы это не повторилось в действительности - надо повторять и повторять это на сцене, в хороших книгах, в газетной публицистике...
В самое отпускное время калужская большая сцена тоже не будет пустовать. Еще в июне (точные дни - следите за рекламой) в калужской облдраме выступит Московский областной государственный драматический театр имени А.Н. островского с двумя антрепризными спектаклями: "Панночка" (по Нине Садур) и "Пеппи Длинныйчулок". В июле ожидается приезд театра "Модерн" под руководством Светланы Враговой (Москва).