Известная актриса и режиссер Наталья Бондарчук не перестает удивлять. Выпустив без бюджетной поддержки трехсерийную киноленту "Любовь и правда Федора Тютчева", за которую уже получила достойные награды и народное восхищение, она взялась за 37-серийный фильм о Пушкине. "Невольник чести" - так называется новый проект, который она мечтает закончить в этом году. Премьерные четыре серии снимающейся картины идут сейчас в кинотеатрах подмосковного Одинцова.
- Наталья Сергеевна, за что одинцовцам такая честь?
- Дело в том, что "Невольника чести" я взялась снимать без финансовой поддержки Госкино и Министерства культуры, которые выделили часть необходимых средств лишь спустя 3 года после начала съемок. Я как раз к тому времени приступила к работе над 4-й серией. И надеялась, что финансирование станет постоянным. Но в этом году мне снова в деньгах отказали. Хотя за меня, точнее, в поддержку фильма в Госкино ходили занятые в сериале актеры Василий Лановой, Сергей Никоненко, Илзе Лиепа... Бесполезно.
Первый человек, который меня в тот момент поддержал, стал Александр Георгиевич Гладышев - глава Одинцовского района. Почему он? С 1956 года я живу под Одинцово, в поселке Ново-Дарьино, и Александра Георгиевича знаю не первый год. Он оказал в свое время поддержку пилотному проекту киноленты "Одна любовь души моей" и сейчас помогает при съемках гигантского проекта "Невольник чести".
Кроме того, на территории Одинцовского района находится усадьба Захарове, про которую Пушкин писал: "Мне снится мое село, мое Захарове" и куда приезжал отдыхать к бабушке Марии Ганнибал. В районе чтят память о Пушкине, понимая, что он действительно "наше все".
- Знаю, что на предыдущий фильм о Тютчеве Гладышев также выделил средства?
- Не только он, очень помогли мне тогда губернатор Московской области Борис Громов, министр культуры Галина Ратникова, губернатор Брянской области Юрий Лодкин. Без этой помощи я бы не справилась.
С Галиной Ратниковой у нас вообще был долгий разговор. Она сразу поняла, как важен сегодня фильм о Пушкине. И когда узнала, что его не взялся показывать ни один телеканал, предложила помощь в его тиражировании.
- Наталья Сергеевна, вы, женщина, взялись за прямо-таки мужское, для многих неподъемное дело -снимать 37-серийный фильм, не имея за плечами никакой финансовой поддержки. Откуда берете силы и веру?
- Моя жизнь последние 5 лет посвящена Пушкину. Он заполняет все мои мысли. И силы мне дает вера в то, что такой фильм необходим сегодня как никогда.
Мое мировоззрение, мой вкус во многом сформировались благодаря отцу, великому режиссеру Сергею Федоровичу Бондарчуку. Когда они разошлись с мамой (актриса Инна Макарова - прим. Н. А.), мне было 8 лет.
Может быть, потому, что мы не часто встречались, мне удалось увидеть отца как бы со стороны, разглядеть в нем крупного художника. Правду говорят, что большое видится на расстоянии.
- Можно сказать, что отец стал вашим учителем...
- Безусловно. Но первым и главным - Сергей Герасимов. И еще, конечно, Андрей Тарковский, у которого я снималась в "Солярисе". Так что учиться мне было у кого.
- В новом фильме о Пушкине вам очень помогают близкие люди.
- Особенно Иван, мой старший сын. Своим молодым глазом он видит то, что я упускаю, мелочи, которые принципиальны. Кроме того, Иван пишет музыку ко всем моим картинам. В моем фильме, кстати, играет Николая Раевского-младшего. Моя дочь Мария - Машу Раевскую.
Сама я буду играть Марию Волконскую. Но не молодую девушку, как в "Звезде пленительного счастья", а уже более зрелую женщину. Ира Купченко вновь сыграет Трубецкую.
- Сколько лет разделяет фильмы "Звезда пленительного счастья" и "Невольник чести"?
- Почти 26. И тот же дом Волконских, и та же роль, тот же Иркутск. Для меня этот город давно стал родным. К тому же мама моя - Инна Макарова - сибирячка, родилась на станции Тайга.
Недавно меня пригласили в Иркутскую область на фестиваль, посвященный декабристам. Из Иркутска мы ехали на поезде. И вдруг слышу -следующая станция "Тайга". Я выскочила ночью на перрон с цветами и шампанским, пробежалась по станции и была очень счастлива, что подышала воздухом того места, где родилась моя мама.
- Слышала, что в вашем новом фильме должен был играть Николай Еременко.
- Колечка, да. Еще Любовь Соколову я надеялась увидеть в роли няни Пушкина Арины Родионовны. На Андрюшу Ростоцкого примеривала мундир Дениса Давыдова.
Но жизнь распорядилась по-своему. Бог забрал их. Хотя я отношусь к людям, которые не верят в уничтожение человеческого духа. Да, личность истребима, но есть высокая индивидуальность человека, и вот она бессмертна.
- Вы коснулись личности Дениса Давыдова. Правда, что сегодня эта роль отдана Федору Бондарчуку - вашему брату?
- Правда. Когда Сережа Безруков буквально накануне съемок отказался от роли Пушкина и я была в ужасно подавленном состоянии, ко мне примчался Федор и сказал, что готов играть у меня в картине кого угодно и без копейки денег, лишь бы я успокоилась. Так что сегодня Федя утвержден на роль Дениса Давыдова, и я очень этим довольна. Роль Пушкина взял на себя актер Игорь Днестрянский, который все 15 лет играл в моем детском театре "Бэмби" и внешне очень похож на поэта.
- На одной из пресс-конференций вы обмолвились, что ищете соратников для продолжения съемок телефильма "Невольник чести".
- Моих физических сил вряд ли хватит, чтобы закончить 37-серийную картину. Поэтому мне хотелось бы передать ее молодому режиссеру. Надеюсь, кто-то возьмется за это. 10 серий я еще вытяну сама, но дальше...
Возможно, наберу спецкурс во ВГИКе, где преподаю уже много лет. И если кто-то из тех, кто читает сейчас этот материал, готов помочь нам в продолжении съемок, мы готовы принять любую помощь. Фильм о
Пушкине нужен. Очень. Когда изучаешь его жизнь и творчество, понимаешь, что поэт выделял два главных человеческих качества - честь и достоинство. В нынешнем обществе эти качества почти утеряны. И поэтому я с удовольствием участвовала в кинофестивале "Золотой Витязь", главный девиз которого - "За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека".- Вам не кажется, что Николай Бурляев - президент этого кинофорума, напоминает в данном случае Дон Кихота...
- В Николае Петровиче действительно есть что-то донкихотское. Когда он в очередной раз обращается в зал и говорит, что экран должен быть иконой, все вздрагивают. Какая икона, когда с экранов телевизоров сплошь и рядом пропагандируют насилие и жестокость, по принципу - чем ниже - тем лучше.
Знаете, есть такой анекдот -"Наконец-то я достиг дна. В ту же минуту снизу постучали". Это к тому говорю, что падать можно бесконечно. К несчастью. И я думаю, что фестивали, которые проводит Бурляев, они как раз человеческую душу возвышают.
- Иван, ваш старший сын, композитор. Дочь Маша держит экзамены в театральный институт...
- Я раньше ребят мучила, что они мало читают. Но Маша вдруг начала писать стихи, а Иван музыку. Это потрясающе! Значит, гены все-таки передаются. Семья по моей линии вся творческая, то же самое у Николая Бурляева. Еще его дед с бабушкой играли на сцене с Михаилом Щепкиным.
Многие телеканалы ориентированы сегодня на пошлость. И мне страшно. Как ни говори, а это окошечко влияет сегодня на сознание людей очень сильно. И оно - в руках людей, у которых с честью и достоинством большие проблемы. Так что мой фильм о Пушкине - и для них тоже. Возможно, в первую очередь. Поэтому-то они и опасаются таких фильмов, предпочитают им другие. Кому хочется быть развенчанным?