Главная >> 5 >> 18

Кубанские казаки на якутской земле

Казачья песня всегда волновала русскую душу. Где еще встретишь такую искреннюю напевность и лиричность в сочетании с неистовыми, огненными всплесками? Пролетают столетия, но казачья песня не утрачивает своеобразия, поскольку ее истоки лежат не в лубочной, а в истинно народной, правдивой, первозданной культуре, которую мы, к величайшему сожалению, сегодня утрачиваем, а может, уже утратили...


Концерт кубанского казачьего ансамбля "Любо", состоявшийся в среду на сцене Русского театра, внушил некоторую надежду, что победа попсы и лубка еще не окончательна, но практически пустой зал сильно гасил оптимизм. Концерт очень интересного, высокопрофессионального коллектива мог бы стать заметным событием в культурной жизни города. Собственно, он им и стал уже потому, что, несмотря на полное отсутствие рекламы и какой бы то ни было информационной поддержки, все-таки состоялся. Удивляет, что на приезд казачьего коллектива никак не отреагировало местное казачество, хотя его руководство было проинформировано о предстоящем событии дней за десять. Видимо, такое понятие, как казачья солидарность, в Якутске отсутствует. Жаль, что праздник духа, настоящей народной песенной культуры прошел незамеченным. Не так уж часто выпадает возможность вживую услышать дивное казачье многоголосие, получить духовный импульс, приобщившись к настоящему, исконному. Ведь казачья песня, вообще фольклор - это творчество свободных людей, живущих в гармонии с окружающим миром. Казачья песня - отражение извечной тяги человека к свободе, к истине. Никакая идеология не заменит историческую преемственность поколений. Не случайно концерт открывался концептуальной песней, сочиненной самими артистами. В припеве есть строки: "Сохраним песни - сбережем Отчизну". К сожалению, понимание того, что фольклорное богатство важнее природных богатств, приходит иногда слишком поздно. Благодаря приезду в республику кубанских артистов, которые прибыли к нам не ради заработка (на черноморских курортах они заработали бы за это время куда больше), а чтобы познакомиться с сибирским казачеством, его песенной культурой, жители и нашей далекой северной республики смогли прикоснуться к нетронутому пласту южнорусской заповедной культуры. Ансамбль "Любо" побывал в Нерюнгри, дал несколько концертов в старательских артелях Алданского района и на днях улетает в Ленск на традиционный фестиваль народного творчества, организуемый компанией "АЛРОСА", а потом коллектив ждут в Мирном.


У казачьих песен множество жанров: лирические, былинные, походные, шуточные. Кроме того, у каждого казачества своя манера пения: песни донских казаков раздольные, как степь, многоголосые, у кубанских - больше походных, военных песен. Кубанцы - народ суровый и, в отличие от украинцев, мужчины казачкам о любви не поют.


Ансамбль "Любо" постарался так составить программу концерта, чтобы зрители могли познакомиться со всем многообразием казачьей песенной культуры.


Яркие голоса Юрия Руденко, Анны и Геннадия Железовских вплетали каждый свою отдельную нить, а получалось единое, яркое, многоцветное полотно дивного сказа о чем-то забытом, но щемяще-родном. Оказывается, как много хороших песен мы не знали или забыли. Традиционных заезженных шлягеров в программе практически не было. Разве что отдали музыканты должное Розенбауму, исполнив одну из лучших песен его казачьего цикла "Едут кубанцы по верхам". Все-таки Александр Яковлевич с его гениальной интуицией сильно поспособствовал росту популярности казачьей тематики у российского слушателя.


Можно много добрых слов сказать о высоком профессиональном уровне исполнителей и замечательном репертуаре, в котором на самом деле более ста пятидесяти песен. Трое музыкантов действительно тонко прочувствовали ту музыку, которую исполняют, ведь старинное пение, по моему мнению, оказывает на любого человека магическое воздействие. Эту магическую силу, опять же по моему сугубо личному мнению, имеют только те песни, возраст которых на десятки, а то и сотни лет больше возраста слушателя. Именно такой песней для меня стала баллада "Провожала мати...". Удивительное, щемящее чувство вызывает в душе эта старинная песня, исполняемая на три голоса без аккомпанимента.


Древняя энергетика песни может появиться, только пройдя сквозь людей, которые эту песню исполняют, если они сами прочувствовали значение и смысл того, о чем поют, пропустили и текст и музыку через свою душу.


Казачьи песни вообще исполнять далеко не просто, они требуют или врожденного дара, или высокой музыкальной культуры. На концерте ансамбля "Любо" переходы из тональности в тональность были безупречны. Чувствовалось консерваторское образование, которое имеют все три исполнителя. Как призналась солистка ансамбля Анна Железовская, "голоса точили долго".