Главная >> 5 >> 18

ПУТЕШЕСТВИЕ С КУКЛАМИ, ИЛИ КАК ВКУСЕН И ГОРЕК КАЛМЫЦКИЙ ЧАЙ

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах "Бурятии-7" - 98, 103)


В 1997 году в Улан-Удэ проходил первый международный симпозиум "Бурят-монголы накануне III тысячелетия: опыт кочевой цивилизации". Хотя несколько академический характер большинства представленных тем, помню, сузил аудиторию симпозиума, но тем не менее разговор получился содержательный, особенно в той части, когда прокладывал мост от историографии ушедшей эпохи к современности. В работе симпозиума активное участие принимала доктор педагогических наук из Калмыкии О.Д. Мукаева. Калмыцкий народ, говорила Очир Джогаевна, ныне Почетный гражданин Калмыкии, разбросан по всему свету, "как звездочки на небе", и перед ним стоит задача этнического воссоединения на уровне духовного общения. В краткой беседе ученая отмечала тогда, что творческой интеллигенции дана возможность свободно выражать свои мысли. Нет прежних табу. Каждый на своем месте вносит вклад в национально-духовное возрождение народа, в чем я всякий раз убеждалась будучи в Калмыкии.


Опуская вопросы и стараясь не вдаваться в комментарии, предлагаю несколько интервью из взятых мною в Калмыкии.


Министр культуры Республики Калмыкия Аркадий Наминович МАНДЖИЕВ ( он молод и более известен на Западе, нежели на Востоке, в частности у нас в Бурятии; композитор, автор трех симфоний, балета, мюзиклов, музыки к спектаклям, многих песен, которые сам же поет, он автор Гимна республики):


- Я рад увидеть у себя на родине братьев-бурят, очень счастлив. Вы очень хорошо украсили фестиваль. Это говорит о том, что наша культура живет, развивается. И она никогда не умрет, если есть такие коллективы, как Бурятский государственный театр кукол. Вы - прекрасный коллектив!


Нынешний год у нас в Калмыкии объявлен Годом образования. Дети наши очень много читают, интересуются миром. Как вы заметили, они еще любят ходить в театр.


Планы у нас большие. Буквально сейчас будет Чемпионат мира по шахматам среди женщин (он проходил в Сити-Чесс-холле и буквально на днях завершился - Н.Г.). Осенью мы своими силами осуществим постановку оперетты "Сильва". Это впервые в нашей истории, мы все-таки идем вперед и хотим, чтобы у нас, как и в Бурятии, был театр оперы и балета. Чтобы через сто лет сказали, что именно в этом году был создан Калмыцкий театр оперы и балета. Все певцы - наши. Есть свои дирижеры, свои солисты. Мы шьем костюмы. Чтобы это было надолго. Потихонечку-потихонечку будем наращивать темпы, осваивать новые жанры. Да, я смотрел "Джангар", в постановке которого принимал участие ваш театр оперы и балета. Хороший был спектакль. И эту оперу мы будем ставить сами.


У нас предстоит ряд интересных выставок. Художники Калмыкии покажут свои работы и в Москве. А летом наши коллективы обычно выезжают за границу, на Канары, в Испанию. Так они совмещают отпуск с работой, представляя калмыцкое искусство за границей. И все театры выезжают каждое лето, активно работают.


Словом, у нас громадье планов. Будем наращивать и наращивать темпы. Доберемся и до вас!


- Несмотря на то, что я министр, не собираюсь бросать работу над своими произведениями, - добавил Аркадий Наминович. Кстати, и сам министр очень скрасил своим участием работу фестиваля, не только замечательно пел, а его мюзиклы, в том числе "Стая", очень популярная среди элистинской молодежи, шли в ТЮЗе, Аркадий Манджиев постоянно общался со всеми нами в арт-клубе.


Редактор Калмыцкого телевидения Тевкя Ангаровна Каляева (несколько лет была главным редактором):


- Если до 90-го года мы, калмыцкое телевидение, вещали 300 часов, то после 90-го стали вещать уже 600 часов. И если из тех 300 часов 18 процентов у нас было на калмыцком языке, то в конце 80-х -начале 90-х годов мы довели вещание на калмыцком до 50 процентов. Получается, что сейчас передачи на калмыцком языке идут 300 часов в год.


Мы старались воссоздать традиции калмыцкого народа. Старики уходят, а мы, люди более молодые, не знаем очень многих обычаев. Сибирь все-таки сделала свое дело. Когда мы вернулись сюда, на свои земли, обучение на калмыцком было только до пятого класса. А в 1962-63 годах взяли и закрыли калмыцкие классы, а родной язык шел как предметный: несколько часов в неделю.


В прошлом году отмечали десять лет калмыцкого образования. У нас заново открываются калмыцкие классы и школы. И калмыцкий язык начали изучать уже с детского сада. Уже есть калмыцкая национальная гимназия.


Есть у нас телеканал "Хамдан" ("Вместе"), где рассказываем об обычаях, о встречах и событиях в городе. Проводим прямые эфиры с участием всех министров.


Когда отмечали 550-летие "Джангара", мы сделали передачу о калмыцком новоселье и назвали его "Праздником новой кибитки". Постарались показать, как люди со скотом переезжали и на новом месте ставили кибитку, варили молочную водку и праздновали. И когда отправили нашу кассету американским калмыкам, они увидели людей в национальных костюмах, как бабушки идут и собирают кизяк, поют печальную песню калмычки, отданной за старика. Увидели врытый в землю котел, в котором варится еда. И после этого они сказали: "Бедные наши калмыки, оказывается, они до сих пор живут по - старинке". И этим двум бабушкам, певшим старинную песню, они отправили отрезы ткани, дорогие, с золотом, нити на орнамент в одежде. А на 550-летие "Джангара", когда впервые много калмыков из-за границы приехало, в том числе Диджи Андреев, Джап Бурхинов, они увидели, что калмыки - современный народ.


Помогаем в своих передачах возрождать национальный инструмент -домбру. Знакомим молодых телезрителей с калмыцкой протяжной песней, которую всегда пел народ. Кстати, у нас есть запись калмыцкой народной песни "Эжин дун" ("Песня матери") в замечательном исполнении Дугаржапа Дашиева.


- Я рада, что встретилась с вами, -сказала, провожая нас, Тевкя Каляева. - Рада, что познакомилась с вами, и очень большой привет бурятскому народу.


Директор Калмыцкого государственного ордена "Знак Почета" драматического театра, заслуженный работник культуры РК Дорджи Эрдниевич НАРУМОВ (после окончания Краснодарского института культуры преподавал в культпросветучилище, затем работал начальником отдела Министерства культуры Калмыкии и 9 лет заведовал городским отделом культуры):


- Назначен на эту должность Указом Президента РК 29 января 2002 года. И сразу окунулся в гущу дел. До этого 12 лет театр находился в стадии реконструкции. Когда я принял коллектив, здесь стояли только разрушенные стены, зияли проемы окон без стекол и без рам, не было крыши в зрительном зале. Выступали мы у наших коллег. Они любезно предоставляли свое помещение. Это Русский театр драмы, Театр юного зрителя. Естественно, они давали нам те дни, когда сами не работали - понедельник, вторник, среда. Это такие рабочие дни, когда очень трудно набрать зрителей. Тем не менее мы продолжали и свою творческую работу, и организационно-техническую.


Первый миллион на реконструкцию поступил через месяц после моего назначения. Это был один-единственный миллион рублей, который пришел из федерального бюджета.


Затем в апреле пришли уже первые несколько миллионов. Фактически мы начали реконструкцию в апреле. А 10 октября того же 2002 года состоялось торжественное открытие здания нашего театра (250 посадочных мест в большом зале, 70 - в малом). За шесть с половиной месяцев мы освоили 71 миллион рублей. 70 миллионов рублей выделил лично Кирсан Николаевич Илюмжинов - из своих личных средств. И затем в 2003 году уже по линии федерального бюджета у нас было запланировано 10 миллионов, фактически поступило 8 миллионов рублей. На эти деньги мы реконструировали малый зал театра, построили платную стоянку, сейчас завершаем строительство гаражей для нашего автотранспорта, строим теплые боксы.


Свет, звук и механика сцены обошлись нам в 12 миллионов 800 тысяч рублей. У нас все по последнему слову техники. Оборудование полностью импортное, приобретенное на Западе. Это лучшие образцы, которые есть сегодня.


Мебель, кресла театральные мы заказывали в Санкт-Петербурге на мебельной фабрике "Балтика".


Материал при отделке использовался отличного качества, импортного производства. Люстры привезли из Испании, они установлены и в фойе, и в зрительном зале, и в президентской ложе.


В строительстве и ремонте театра участвовало 12 строительных организаций, в основном элистинских. Все деньги, налоги поступили в наш республиканский бюджет.


На этот год у нас запланировано построить перед фасадом здания цветомузыкальный фонтан. И на следующий год мы планируем начать строительство собственного 30-квартирного дома для артистов нашего театра.


На сегодня в труппе 32 актера, представлено несколько поколений актеров. Старейшие из них окончили в свое время


ЛГИТМиК в 1963 году. Затем идут артисты, заканчивавшие Ростовское училище искусств (1972 г.), ГИТИС (1980 г.), местное училище (1985 г.), снова ГИТИС (1992 г.) и молодые выпускники актерского отделения Элистинского училища культуры и искусств 1999 года выпуска.


Дорджи Эрдниевич делится своими планами набрать при театре свою студию из числа одаренных детей, чтобы преподавать им основы актерского мастерства, изобразительного искусства, музыку, хореографию. Чтобы затем отобрать из них достойных, желающих посвятить свою жизнь искусству. "Ведь если из каждого набора один-два будут оставаться - это уже хорошо", - говорит он.


Художник Валерий Матюшевич МОНТЫШЕВ:


- Сегодня среди калмыцких художников 60 членов СХ России. Выживаем каждый по-разному. Кто-то из художников занимается предпринимательством, а кто и частным извозом. Художественный фонд, как и повсюду, у нас упразднен. Есть частные заказы, а иногда - министерство культуры, которое частично поощряет оформительские работы. У нас в Элисте три художественных салона, в том числе частный - "Голубой янтарь", где особенно любят выставляться художники. Если раньше один раз в квартал приходил контейнер с холстами, кистями, красками, причем голландскими и французскими, то сейчас надо ехать в Москву или брать здесь уже с накруткой.


Этот подвал арендую у школы уже 20 лет. Сюда приходят мои друзья Виктор Ургадулов, Володя Бадмаев, наш старейший художник Убуш Доржи-Горяевич Бадмаев. Эти встречи дают всем нам хороший импульс. Удовлетворение получаем чисто душевное, что работы наши принимают зрители. А покупают они очень редко.


В мастерской художника немало интересных работ. Вот юная всадница на фоне донского калмыцкого полка, Хошоутовского хурула и Эйфелевой башни. "Это моя младшая дочь, она учится в Волгограде в Академии госслужбы, ездила в Париж. Я проникся ее впечатлениями", - говорит художник. Затем мой взгляд останавливается на веточках багульника, наше таежное чудо нарисовано калмыцким художником мастерски.


В 1991 году вместе с другими российскими художниками я был в Доме творчества, это в Листвянке Иркутской области, - продолжает художник. - Там удивительно легко работалось, были созданы все условия. Неповторимые впечатления остались от самого Байкала, от природы. Оттуда ездил на четыре дня в Улан-Удэ, в Иволгинский дацан, где учились наши восемь ребят из Калмыкии. Я пожил в их домике, ходил на этюды. Потом, вернувшись на Байкал, дописал там.


И еще в Улан-Удэ я побывал в мастерской у Аллы Цыбиковой, посмотрел ее работы. У нас была с ней интереснейшая беседа, часа два говорили о живописи. Очень сожалею, что она так рано ушла.Передайте, пожалуйста, пламенный привет бурятским художникам от художников Калмыкии, с пожеланием удачи. Пусть весна не кончается у них в душе. Уралан!


(Окончание следует).