Весной учебные заведения подводят итоги. Своими мини-выставками, ставшими своеобразным отчетом о достигнутых результатах, завершило учебный год и творческое объединение "Кисточка", которое работает в Детско-юношеском центре "Алькор" при Дворце творчества детей и юношества.
Здесь занимаются увлеченные, одаренные и наблюдательные дети. Их больше сорока, и у каждого свой почерк, своя непохожесть, индивидуальность.
Живопись рождается в сердце. Только человек с чистыми помыслами может передать синеву небес, красоту трав и цветов, все краски божьего мира. На занятиях дети учатся рисовать не только кисточкой, карандашами. В век развития Интернета и разнообразных технологий, когда, казалось бы, откровений в искусстве ждать не приходится, произведения маленьких художников продолжают поражать. Они свидетельствуют о неукротимом желании извлекать неисчерпаемые возможности из весьма прозаических тем. Создаются композиции с вдохновенным поиском. Ученики приступают к работе, наполненные идеями, мыслями, чувствами и настроениями. Маленькие художники отдают свои жизненные и духовные силы на то, чтобы реализоваться в окружающем мире. Они занимаются рисованием, чтобы лучше понять саму жизнь, узнать о ней то, что не поддается иным способам познания.
С помощью сказок, близких для восприятия, маленькие ученики знакомятся с азами цветоведения. Желание сделать свою работу яркой нередко подводит юного художника. Что получится, если использовать все краски в одном рисунке? Это то же самое, что заставить зазвучать во весь голос все инструменты в оркестре одновременно. Музыки не получится. Поэтому ребята учатся работать ограниченным количеством красок.
На занятиях происходит знакомство с азами изобразительной грамотности. Подобно нотам в музыке, в изобразительном искусстве существуют ритмические движения, которые позволяют реализовать образные задачи. С первых занятий каждый ребенок получает графический и цветовой ключ к передаче различных эмоциональных состояний. Дети рисуют веселое и грустное, сокровенное и страшное. Здесь не может быть образца, здесь неуместны сравнения - у кого лучше. Работы детей отражают их мироощущение.
Как известно, необходимым условием, толчком к творчеству является эмоциональный отклик, реакция на то, что затронуло маленького человечка. Без этого не будет нормального творческого процесса и вообще не стоит брать кисти в руки. Поэтому мы обращаем внимание на проявление у ребенка сопереживания, на эмоциональный отклик.
"...Являться Муза стала мне", - сказал однажды Александр Пушкин, имея в виду, что его что-то вдохновило взяться за перо. Муза вкладывает в руки юных художников кисть и карандаш. Сигналом готовности "высказаться" в рисунке является стремление детей скорее ринуться "в бой", быстрее начать работать.
Это значит, что появился эмоциональный отклик, работа может пойти, как говорится, на одном дыхании.
Сопереживание - качество, которое надо беречь и развивать.
В творческом объединении мы с ребятами рисуем, устраиваем выставки работ, проводим праздники и чаепития. У нас звучит музыка, и картины оживают. Взлетают мыльные пузыри и Фея Драже. Принцессы Осень и Зима кружатся под музыку Чайковского. У Полины Хуснетдиновой Вьюга заметает дороги под мелодию Вивальди. Над горами, среди звезд, летит трудяга Конек-Горбунок (работа Димы Кузьмина). Важный Чеширский кот, кажется, вот-вот произнесет свои нравоучения с рисунка Маргариты Посыпкиной. В работах Алеши Субботина оживают динозавры, а веселая улыбка Марины Волощук располагает к общению. Оживают герои книг Бориса Заходера - с большими добрыми глазами-фонариками сказочный потеряшка "Кто-то там" у Кати Семизоровой. Веселый ручеек поет песню о скорой весне в работе Альбины Хажеевой. Предчувствие весны дарит своими тюльпанами Данил Озерских. С помощью потешных театральных масок можно поднять настроение гостям ("Маска" - Лена Буден).
Иногда студия превращается в конструкторское бюро. Маленькие художники-дизайнеры разрабатывают с помощью морфологического анализа (метод ТРИЗ) шляпы, ботинки, чайники (Света Кучерявая, Лиза Распопова, Сабина Эйвазова). "Улетая" на Солнечную планету, придумываем солнечных жителей: "Хлавлидифа" - совместная работа Ани Чумичевой и Сабины Эйвазовой. С помощью бумагопластики изготавливаем панно и снежинки. Очень интересный материал - мятая бумага. Из нее придумываются полуобъемные композиции. Рисовать по ней также доставляет удовольствие. Из подсобного материала - пуговиц, бантиков, фантиков, шнурков - мастерим полуобъемные маски.
Маленькие художники "прикоснулись" ко всему понемногу. Познакомились с такими жанрами, как портрет, пейзаж, натюрморт. Разные материалы помогли Маше Качановой создать "Натюрморт с яблоком", а Диме Золотухину - "Подарок маме".
Мы живем на Севере, поэтому обязательно изучаем культуру народов, его населяющих. Занятия на северную тематику начинаются со знакомства с костюмами, орнаментами, местом обитания. Все это многообразие дает возможность повторять, варьировать изображения, изменять характер, театрализовать действие. Веселое настроение появляется от работы Валерии Залиповой "Игра в снежки". А "Богатый улов" Тани Никулиной знакомит нас с профессиями северян. История Севера очень обширная. На его исследование уходят годы. Работа Ревекки Флиер "Встреча" рассказывает именно об этом.
У каждого из нас есть малая родина: знакомая с детства улица, старый двор, все то, что мы зовем своим домом. Любимый город стал объектом восхищения. Каждый ученик показал свое видение города. Наиболее ярко засиял Норильск в работах Ревекки Флиер, Тани Никулиной, Кристины Лейман, Оли Ковальчук.
Творческое объединение ведет большую выставочную деятельность в городе. Детские работы экспонировались в Норильской художественной галерее на городском конкурсе "Рождественская сказка". За работу "Рождественская ночь" Ревекка Флиер получила диплом I степени.
Ученики "Кисточки" принимали участие в городском смотре-конкурсе детского изобразительного искусства "Жизнь природы там слышна... ", посвященном поэту Федору Тютчеву. Выставку организовала художественная школа. "За раскрытие художественного образа" были награждены: дипломом I степени - Оля Прохорова, дипломом II степени - Алеша Субботин, дипломом III степени - Оля Ковальчук. "За оригинальное композиционное решение" диплом I степени достался Тане Никулиной; "За интересное графическое решение" диплом I степени - Насте Галкиной.
Оля Прохорова получила диплом I степени за участие в региональном смотре-конкурсе "Путешествие по земле Российской", организованном художественной школой, Валерия Залипова - диплом III степени. Каждую весну художественная школа организует региональный конкурс детского творчества "Северная палитра". "Кисточка" приняла участие в выставке. Работа "Северяночка-норильчаночка" Оли Прохоровой заняла первое место.
В этом году Дворец творчества детей и юношества организовал X Региональный фестиваль детского и юношеского творчества "Весенняя мозаика-2004". Наше творческое объединение представило работы из глины. За работу "Сова" в номинации "Керамика и лепка", представленную на выставке-конкурсе "Фантазия без границ", Оля Прохорова удостоена диплома I степени.
Участие в выставке доставляет детям не только радость, но и способствует их художественному развитию, стимулирует и поддерживает их творческое состояние.
Прожит еще один учебный год, стали увереннее маленькие ручки, осмысленнее - умение передавать свое настроение, внимательнее - взгляд, появилась самостоятельность в исполнении. А это очень важно.