Гастроли Челябинского государственного академического театра драмы им.Н.Ю.Орлова в Тюмени открылись показом комедии Александра Островского "Правда - хорошо, а счастье лучше". Всего в гастрольной афише - шесть спектаклей. В том числе "Адьютантша его величества, или Корсиканка", знакомая тюменским зрителям по апрельскому фестивалю "Золотой конек".
Гастроли вообще, а прямые обменные, тем более в наши дни, явление нечастое, отмечает представитель принимающей стороны - Владимир Коревицкий, директор тюменского театра драмы и комедии, на сцене которого со 2 июня и выступают челябинцы. В понедельник же, 8 июня, под просторными сводами театра им.Орлова сыграли первый спектакль наши артисты... Но прямой обмен подразумевает нечто большее: хозяева сцены берут на себя ответственность за гостей, сами продают билеты на их спектакли и оставляют у себя все деньги, заработанные таким образом. "У этого подхода есть свои плюсы и минусы, - подчеркивает Владимир Здзиславович. - Но мы стараемся поступать как коллеги, равноправные партнеры, оказывая друг другу посильную помощь в организации и проведении гастролей".
Началось все с молвы. Со слухов... Точно как в гоголевской пьесе "Ревизор". Правда, молва о ее тюменской постановке шла добрая - и дошла до начальника челябинского управления культуры Владимира Макарова, которого Коревицкий называет своим давним товарищем. "Он позвонил мне, спросил: "Можно приехать?" Я ответил: "Пожалуйста!" Он привез с собой двух актрис и заведующего литературной частью. И предложил: "Давайте обменяемся..."
Поначалу не слишком верилось в успех затеи. Но тюменские власти ее поддержали, а Макаров оказал необходимую помощь своему театру, которому приходится, кстати, бывшим директором...
Постфактум одобрило театральный обмен окружное начальство, склонное приветствовать всякое расширение внутриуральских связей. На открытии гастролей в Тюмени и в Челябинске присутствовали представители местных генеральных инспекций по Уральскому федеральному округу.
А театры сговорились еще до фестиваля. "Корсиканка" стала своеобразным пробным шаром. И вполне удачным. Публика приняла спектакль хорошо. Народный артист России Евгений Поплавский, сыгравший в нем Наполеона, заметил, что глаза тюменских зрителей остались такими же теплыми и добрыми, а сердца такими же отзывчивыми, как 33 года назад, когда он впервые выступал в Тюмени вместе с труппой Алтайского краевого театра.
В канун открытия гастролей созвали пресс-конференцию. Тюменский театр вместе с директором Владимиром Коревицким представлял главный режиссер Алексей Ларичев. А из числа гостей, кроме Евгения Поплавского, побеседовать с журналистами согласились режиссер Михаил Филимонов и заслуженные артистки России Татьяна Каменева и Марина Аничкова. Еще трое актеров предпочли остаться в роли зрителей. Филимонов заботливо представил каждого: Александр Гусенков (заслуженный артист России), Фаина Охотникова (интереснейшая характерная актриса), Ольга Рождественская (хорошая молодая актриса). Попросил обратить внимание на два других имени - Ольга Сафронова и Николай Ларионов, оба заслуженные артисты России.
Сами актеры к собственным званиям и регалиям относятся без особого почтения, считая их "отголоском" прошлой эпохи, сегодня мало что значащим. Кто-то даже в сердцах бросает: "Да заберите у нас эти звания..."
Бывать в Тюмени в прежние годы довелось не только Поплавскому. Марина Аничкова вспомнила, как приезжала к нам годков 15 назад. А Михаил Филимонов, оказывается, какое- то время даже работал в тюменском театре. С той поры минуло 27 лет. Теперь он представляет "один из немногих театров, которые славны на нашей российской земле".
Датой рождения челябинского государственного академического принято считать 9 декабря 1921 года. В этот день на сцене городского народного дома "профессиональная труппа известного провинциального режиссера Васильева" разыграла драму по пьесе Немировича-Данченко "Цена жизни". С той поры "театральная жизнь в народном доме не прекращалась". Однако до создания настоящего театра было еще далеко.
Собственно, в 20-30-е годы в Челябинске (да и не только там, наверное) театр был натуральной антрепризой... и во многих иных отношениях точь-в-точь отвечал самым свежим установлениям сегодняшнего дня. До 1928 года сам себя содержал, из бюджета не получил ни копейки. До начала 30-х не имел постоянного штата - даже администраторов и рабочих. А творческий состав и после набирался заново каждый сезон...
Да возрадуются державные умы: знали же люди, как вести дела - учитесь! Только театральная летопись констатирует: "Уровень спектаклей оставался невысоким, театр не пользовался популярностью у зрителей".
Исправить положение дел попросили Сергея Головина, уважаемого актера московского Малого театра, который гастролировал в Челябинске в 1935 году. Головин задержался на Урале на два сезона, но этого оказалось достаточно: в театр пришли интересные актеры, в том числе Софья Вадова, которая стала первой в Челябинске заслуженной артисткой РСФСР; складывалась постоянная труппа; появились достойные постановки.
В 45-ом театр повысили в звании: из областного сделали государственным. Челябинцы заявили о себе на российском, а вскоре и на союзном уровне. Их спектакль "Любовь Яровая" в постановке Н.А.Медведева, тогдашнего художественного руководителя театра, в 1951 году получил Сталинскую (Государственную) премию.
50-е годы считают периодом творческого взлета челябинского театра, который носил тогда имя революционера Цвиллинга. Спектакль "Клоп", поставленный новым главным режиссером Е.Г.Марковой, называют "настоящей легендой" - он стал лауреатом всесоюзного театрального фестиваля, был показан по центральному телевидению, 15 лет шел на сцене театра. Среди занятых в "Клопе" актеров выделялся П.Кулешов, позже ставший народным артистом РСФСР. Сколь бы мало ни ценились сегодня звания, в те годы подобное достижение было предметом большой гордости.
50-е, 60-е, 70-е... Приходили новые актеры, менялись режиссеры - порой слишком часто. Случались творческие неудачи. Театр жил обычной "полосатой" жизнью.
Пока в 1973 году его не возглавил народный артист России Наум Юрьевич Орлов, который оставался на посту художественного руководителя без недели тридцать лет. "Это был удивительный человек, - вспоминает Владимир Коревицкий. - Настоящий мастер, художник со своей позицией, ушедший из жизни, как всегда бывает, безвременно. И я не устаю повторять: большое счастье, что нашлись умные люди, присвоившие театру имя Наума Орлова".
Все эти тридцать лет челябинский театр драмы продолжал развиваться. Довольно перечислить хотя бы "формальные" успехи - дипломы театральных смотров, российских и международных фестивалей, присвоение театру звания "академический", переезд в большое новое здание, специально для театра построенное, гастроли в Москве, Петербурге, Германии... Народный артист А.Мезенцев первым в России получил европейскую театральную награду - премию имени Горданы Косанович, а сам театр в 1999 году стал лауреатом всероссийской премии "Окно в Россию" в номинации "Театр года".
Об Орлове писали, что он "создал театр серьезный, эпический, обладающий "общей идеей" и пристально внимательный к человеку, его судьбе, его внутреннему миру, философично глубокий и психологически тонкий".
И вот почти год, как Орлова нет.
"Мы стараемся следовать завету Наума Юрьевича, - говорит Михаил Филимонов. - Он хотел, чтобы наш театр был театром русской реалистической школы. Думаю, так и будет, пока мы служим в этом театре..."
Что ж, за сезон театр выпустил шесть премьер (!). На ежегодном областном фестивале, закрывшемся буквально за день до отъезда труппы в Тюмень, актер Николай Ларионов был назван лучшим исполнителем мужской роли (спектакль по пьесе Шкваркина "Чужой ребенок" в постановке Владимира Гурфинкеля).
Казалось бы, все отлично. Но актеры не скрывают тревоги.
"С одной стороны, мы напряженно работали, - говорит Татьяна Каменева, - а с другой, такое количество премьер свидетельствует о некоторой растерянности. В театре нет стабильности. Мы осиротели. Живем без художественного руководителя, без главного режиссера. У нас существует актерская коллегия. Что-то вроде художественного совета. В течение этого сезона мы старались делать то, что было бы лучше для труппы, для актеров, но, полагаю, что в репертуаре возникали и какие-то нечаянные названия. И потом, как сказала на разборе фестиваля одна критик, театр не может быть демократией, театр - это всегда власть одного человека. Сегодня мы переживаем очень тяжелый период..."
Но рук опускать никто не собирается. Готовятся новые премьеры. Михаил Филимонов назвал лишь две ближайшие: "Сергей Яшин поставит "Король забавляется" Виктора Гюго. Владимир Гурфинкель приглашен для работы над своим любимым спектаклем "Поминальная молитва".
Дальше режиссер предпочел не заглядывать. И повторил слова Светланы Враговой из московского театра "Модернъ", который в этом году гастролировал в Тюмени, а теперь приехал в Челябинск: "Никогда не говори о будущем. Есть только сегодня, сейчас, здесь и мы. Все".
Не говори, но думай. Иначе никакого сегодня не получится. И вот устроителям гастролей с обеих сторон пришлось хорошенько поразмыслить о репертуаре - учитывая пожелания коллег, предпочтения зрителей, технические возможности сцены принимающего театра и еще многие нюансы.
Например, "Чуму на оба ваши дома" тюменцы в Челябинск не повезли. Потому что в Челябинске идет собственная "Чума" - масштабный спектакль, поставленный еще Наумом Орловым, любимый публикой и высоко оцененный профессионалами. Есть у уральцев свои "Вишневый сад", "Дорогая Памела", "Школа злословия" (под названием "Скандал! Скандал!")... Артистам было бы интересно сравнить разные постановки. Но разделят ли их любопытство зрители?
У челябинцев другая проблема - как сопоставить простор родной сцены с очень скромными габаритами тюменской площадки.
Спектакль по пьесе Горького "Последние" стал действительно последней постановкой Наума Орлова. "Замечательная работа!" - восклицает Михаил Филимонов. Но показывать ее в усеченном виде не хочется. Может быть, потом, в лучшие времена...
Или взять "Чужого ребенка", принесшего успех Николаю Ларионову: декорацией к нему служит "бассейн на восемь тонн - огромное пространство воды, причем достаточно теплой, чтобы в ней можно было купаться". Ясно, что спектакль заведомо "невыездной".
Даже оформление "Корсиканки", где, кажется, нет особых изысков, на маленькой сцене "потерялось", сетует Евгений Поплавский. "Воздуха нет совершенно".
Проблемы, проблемы.
Тюменцам остается только завидовать...
Ну а гости подобрали "репертуар, который отчасти можно трансформировать на эту сцену". И легкий для восприятия - комедии, мелодрамы.
Данью кассе назвал Михаил Филимонов два спектакля по пьесам англичанина Рэя Куни. Но это очень добросовестная дань. Куни - признанный мастер комедии. Его произведения переведены на сорок языков. А пьеса, идущая в Челябинске под названием "Out Of Order, или Тринадцатый номер" удостоена премии имени Лоуренса Оливье как лучшая британская комедия 1991 года.
"Кроме того, - подчеркивает Поплавский, - обе пьесы - и "Тринадцатый номер", и "Слишком женатый таксист" - вышли у нас в очень хорошем переводе Михаила Мишина". Да и хватит нам стесняться комедий...
В конце концов, подхватывает Филимонов, "всем давно понятно, что можно взять плохую пьесу и сделать из нее хороший спектакль, а можно взять великолепную и испортить... Театр - это живая вещь, непредсказуемая".
Оговорка: "плохая пьеса" - это не про Куни. Если нужен пример, лучше снова обратиться к "Чужому ребенку"...
"Когда это название было предложено труппе, мы просто встали на дыбы, - рассказывает Марина Аничкова. - Мы негодовали! Однажды этот спектакль у нас уже шел, и нам показалось, что драматургия там низкопробная, ниже плинтуса, и ролей нет, и ничего из этого спектакля нельзя вытащить...
Но произошло удивительное: спектакль получился необыкновенно интересным, необыкновенно объемным... Просто праздник театральности. Актерские работы завоевали призы на фестивале. Удивительный ансамбль. Удивительная тональность. Стиль. Море фантазии.
Из слабой пьесы Гурфинкель вытащил столько тем, столько пластов! Мы и не подозревали об их существовании. Там есть все - время, характеры, судьбы... И, самое главное, есть вопрос, обращенный в сегодняшний день. Просто удивительный спектакль".
"Но проблема легкого репертуара, конечно, существует. Везде. И у нас тоже, - признает Татьяна Каменева. - Мы заметили, что зритель начал меняться. Приучаем потихоньку. Но как-то надо выживать".
Вообще-то зритель в Челябинске серьезный и подготовленный, уточняет Марина Аничкова. И московские театры он видит, и российские. И своему, родному, беззаветно предан. Почти все спектакли идут с аншлагом. Комедии или драмы - все равно. "Конечно, в последнее время стало немного труднее работать на очень серьезных спектаклях - таких, как "Мария Стюарт". А последнюю постановку Наума Юрьевича - настоящий психологический спектакль - очень любят и тепло принимают".
Владимир Коревицкий не смог точно вспомнить, когда тюменский театр ездил в Челябинск, но не забыл, как ошеломили его челябинские зрители: "Я смотрел "Короля Лира" в постановке Орлова - и был потрясен... Переполненный зал громадного театра - и каждое слово, каждая реплика, каждая мизансцена воспринималась зрительным залом необычайно чутко. Зал дышал вместе с актерами. И я подумал: "Господи, какое это счастье, как повезло театру. Зрители готовы носить его на руках". Эта атмосфера меня тогда поразила. Просто поразила".
"Зритель у нас очень дружелюбный, - соглашается Татьяна Каменева. - Но некоторых вещей он не прощает. Например, пошлости. На гастролях театра Светланы Враговой случился парадокс. Мы посмотрели первый спектакль - "Петля" - и были очарованы. Красивое, камерное, изысканное действо. Прекрасные актеры, фактуры, голоса, движения, оформление, - все сложилось. А как пел мужской хор... Смотрим второй спектакль... Как он назывался? Кажется, "Ищет встречи"... Те же самые актеры, тот же самый режиссер, но материал невозможный..."
И зрители устроили "акцию протеста". Несколько женщин порвали программки, швырнули клочки на сцену и демонстративно покинули зал.
Не страшно ли тюменцам выступать перед столь разборчивым и непримиримым зрителем? "Не страшно, - утверждает Алексей Ларичев. - Наверное, есть известное волнение. Как у актера перед выходом на сцену, как у режиссера, когда смотрят его спектакль, у театра в целом, когда он показывает себя новому зрителю".
Гастроли подобны экзамену, считают челябинцы. А на экзамене все волнуются. Но для опасений причины нет. Марина Аничкова: "У вас очень интересный репертуар, потрясающие названия. Мне кажется, нашему зрителю будет интересно".
А у зрителя тюменского впереди еще неделя с Челябинским государственным академическим театром драмы. И спектакли "Чествование", "Слишком женатый таксист", "Эти свободные бабочки", в которых заняты интересные, талантливые и высокопрофессиональные актеры.
"Мы счастливы выступать у вас в Тюмени, - говорит Татьяна Каменева. - Театр без гастролей засыхает, гибнет. Жаль, что мы не смогли вывезти все спектакли..." А значит, будут новые встречи? Наверняка. Однажды...