Детские спектакли войдут в моду - так считают участники первого фестиваля театрального искусства для детей "Арлекин", завершившегося в нашем городе
Семь дней в детском музыкальном театре "Зазеркалье" кипела работа: приезжали и уезжали фуры с декорациями; на сцене хозяйничали незнакомые монтировщики; в партере рядом с привычной публикой (юные зрители с папами-мамами) сидели психологи и педагоги, критики и драматурги; в Белом зале проходили семинары и творческие лаборатории. Обсуждались спектакли и насущные проблемы жизни детских театров. Шли дискуссии: "Каким должен быть детский спектакль?" и "Каким быть "Арлекину"? Идея устроить фестиваль, где показывались бы лучшие детские спектакли страны, и учредить национальную премию "Арлекин" была признана удачной и своевременной. Вот некоторые мнения.
Елена Маркова, профессор Академии театрального искусства:
- Затея очень благородная. И приятно, что она родилась в нашем городе, где всегда думали о будущем. Проблема ведь очевидна. Вместо искусства детей кормят суррогатом, тогда как театр мог бы дать им нечто большее. Надеюсь, что фестиваль объединит порядочных людей, которые чувствуют, что массовой культуре надо противостоять. Светлой мыслью мне кажется и то, что первый фестиваль был проведен как пилотный и собрал людей разных специальностей. Каждый из них по-своему занимается детьми. Все фонтанировали идеями, давали "Арлекину" мудрые советы. Всех выслушали с вниманием. Выяснилось, что в стране много нормальных, умных, образованных, гуманных людей. Проблема ведь стоит очень остро: или мы теряем детей, или видим в них свое продолжение. Компьютерные игры ведут в одну сторону, театр - в другую. Я думаю, что живое общение победит.
Владимир Ветрогонов, художественный руководитель Омского театра для детей и молодежи:
- Очень хорошо, что сделана попытка учредить национальную премию в области театра для юных зрителей. Это повысит престиж искусства, которое чувствует себя ущемленным, второстепенным. На будущее нужно изобрести такую модель фестиваля, которая бы собирала сливки со всей страны, - хорошие спектакли. Они не должны разделяться строго по жанрам. Оперы, балеты, мюзиклы и драма вполне могут соревноваться друг с другом. Главное - высокий уровень. Первый фестиваль порадовал интересными камерными спектаклями, такими, например, как вологодский "Маленький принц" в постановке Бориса Гранатова. Такие спектакли помогают детям сосредоточиться, "услышать тишину" и понять, что в жизни есть что-то более увлекательное, чем эффектные шоу.
Александр Петров, художественный руководитель театра "Зазеркалье":
- Когда мы задумывали фестиваль, никто и не надеялся, что три-четыре исходные идеи увлекут стольких людей и вызовут столь конструктивную дискуссию. Проблема назрела и тревожит не только наш детский музыкальный театр. Выяснилось, что по-настоящему хорошие спектакли для детей поставлены лет пятнадцать назад, а сегодня этим мало кто занимается, поскольку такие постановки неприбыльны, немотивированы, непрестижны. Так что идея ежегодно - наравне с "Золотой маской" - вручать национальную премию театрам для детей и молодежи вдохновила всех.
День начала фестиваля совпал с печальными событиями: Петербург прощался с Зиновием Корогодским, фигурой знаковой для отечественного детского театра. В день закрытия "Арлекина" существующую пока в единственном экземпляре фигурку итальянского весельчака за отца получал Данила Корогодский: "Папа был веселым человеком. Хотя любил повторять: "Печаль моя светла". Дело, которому он служил, было тяжелым. Я с детства помню, как он боролся с предрассудками, окружавшими искусство для детей. Но считал, что искусство, превращающее жизнь в праздник, того стоит. Давайте этот праздник продолжим". Можно считать, что "Зазеркалье" приняло эстафету.