Знаменитой оперой Глинки отметили вчера в Мариинском театре 200-летие со дня рождения великого русского композитор
ТРЕХЭТАЖНЫЙ незаметный дом в начале Фонарного переулка, неподалеку от Театральной площади, ничем особенным не выделяется. Разве что тем, что дважды - с 1836 по 1837, и в 1840-1841 годах снимал здесь угловую комнату Михаил Иванович Глинка. Именно здесь он закончил оперы "Жизнь за царя" и "Руслана и Людмилу". Здесь родился вальс "Фантазия" и романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье..." Здесь Глинка мучился, задыхался от чиновничьего произвола и от нахлынувшей на него любви к дочери Анны Петровны Керн - Екатерине Керн. Но расторгнуть брак ему не позволили, и его любимая Екатерина вышла замуж за другого...
Вчера вечером на доме, где жил Глинка, накануне великой юбилейной даты - двухсотлетия со дня рождения - торжественно открыли памятную доску (авторы - скульпторы Ян Нейман и Геннадий Челбогашев).
На черном мраморе, на фоне нотной строчки из хора "Славься!", простая надпись с датами жизни великого русского композитора и название двух великих опер. На красном мраморе написано, что доска установлена по инициативе и при содействии Государственного академического Мариинского театра. Как рассказал автор памятника Ян Нейман, он изготовил мемориальную доску в рекордно короткие сроки.
Мариинский театр обратился к архитектору 11 мая 2004 года с просьбой о создании памятника.
Несмотря на холодную дождливую погоду, на открытие пришли петербуржцы и множество музыкантов и композиторов. Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, всегда подчеркивающий свою приверженность отечественной культуре, и на сей раз отдал дань музыкальному гению России. Он сказал, что торжество, которое устроил Петербург, призвано еще раз обратить внимание россиян на Глинку.
"Мы выражаем нашу любовь и восхищение Михаилу Ивановичу, его оперы открывают традиционный фестиваль. Потрясающие мастера вокала будут несколько дней купаться в эйфории всегда свежей, взволнованной музыки великого гения русской культуры", - сказал он.
Вдохновитель торжественного события, профессор Мариинского театра Леонид Гаккель, говоря о Михаиле Глинке, невольно сравнил его с Николаем Гоголем, который жил неподалеку. В ту же пору, когда творилась музыка Глинки, родился гоголевский "Нос". "Здесь был золотой век, дыхание русской мысли, русской души, - сказал Леонид Евгеньевич. - Но если Гоголь - это русская тайна, фантастика, то Глинка - это ясное, вечное, прозрачное ощущение русской победы!"
А правнучка основателя русской композиторской школы композитора Балакирева Татьяна Зайцева, профессор Петербургской консерватории, говоря об отношении к установлению памятной доски Глинке, считает это событие первой ласточкой возрождения почтения к русским музыкантам.
Память о Михаиле Глинке старается возродить общественная инициативная группа деятелей культуры Петербурга. Руководитель группы - старший научный сотрудник Государственного музея истории города Владимир Воронов - сообщил корреспонденту "РГ", что в минувшем феврале, в дни поминовения Глинки, в Александро-Невской лавре у могилы композитора впервые провели панихиду. В ней участвовала вдова петербургского композитора Виктора Федотова - того самого автора постановки "Ивана Сусанина"
1974 года. Сегодня и завтра эту панихиду и торжества к 200-летнему юбилею будет транслировать канал "Культура".
А поздно вечером на Театральной площади у знаменитого памятника Михаилу Ивановичу Глинке, установленного 100 лет тому назад, к предыдущему юбилею гениального композитора, состоялся грандиозный музыкальный праздник. "Подношение Глинке". Звучали колокола, гремело "Славься!", пел хор консерватории и Мариинского театра, а кордебалет исполнял пляски из "Руслана и Людмилы". Кульминацией праздника стал красочный фейерверк, после которого гости отправились в театр. В Мариинском дали премьеру оперы "Жизнь за царя". Маэстро Валерий Гергиев открыл XII международный фестиваль искусств "Звезды белых ночей".