Главная >> 5 >> 18

ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ НА ВОЛОГОДЧИНУ

Вологжанин Анатолий Ехалов - не только известный писатель, но и большой придумщик. Подвигая земляков на праздники то Топора, то Коровы, то Коня, затевая Банную ассамблею или "авторалли" самокатов, сделанных умельцами из чего придется по принципу "голь на выдумку хитра", он старается не отступать лишь от того, что в здешних краях называется "кашей неразделенного народа". Это когда за день построят, к примеру, всем миром часовню, а после трудов праведных садятся за доброе застолье с неизменной кашей из общего котла.


Вроде ничего особенного, а какой глубокий философский смысл в этой сохранившейся на Вологодчине традиции! Достаточно вспомнить бессмертную рублевскую Троицу, где все три Божиих ипостаси объединены одной общей чашей. Вот только и в древности, похоже, не все понимали то, что выстрадала и завещала вослед идущим гениальная кисть иконописца, причисленного к лику святых. На некоторых более поздних списках знаменитой иконы вместо общей чаши появились вдруг перед каждым лицом Троицы индивидуальный, так сказать, кубок и даже что-то наподобие закуски. По человеческой слабости оказалась воплощенной земная мечта любого смертного о полной чаше лично для себя... Где истина?


Для оставивших свой след на всех географических картах мира землепроходцев и мореплавателей земли Вологодской вопрос этот, надо полагать, не стоял. Купцы, промысловики, ремесленники, хлебопашцы, строители - все они, подняв паруса, искали пользы себе и всей России, которая их трудами и беспримерными походами прирастала новыми землями, богатством и славой. Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Михаил Неводчиков, Никита Шалауров, Тимофей Булдаков, Егор Киселев, Василий Шилов... Что ни имя, то легенда, увековеченная в названиях городов, архипелагов, памяти потомков. А коренного тотьмича, исследователя Аляски и Северной Калифорнии Ивана Кускова по сей день добром поминают не только на родине, где он, из дальних странствий возвратясь, обрел вечный покой подле Спасо-Суморина монастыря, но и в Америке как основателя и первого правителя русской крепости Форт Росс, мирно основанной им в грозном для России 1812 году.


- Они были мудрыми, наши далекие прародители. И по-настоящему великими, - убежден сам и не устает убеждать других губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев. - Их честное слово даже за тысячи километров от родного дома ценилось дороже векселей, а их рукопожатие нередко соединяло людей по разные стороны океана...


Для самого Позгалева это не просто слова, а давно руководство к действию. Не случайно вологодские власти - от областного правительства до самой маленькой структуры местного самоуправления, - проводя преобразования в экономике, сознательно опираются на национальное наследие своего края и такую тонкую субстанцию, как генетическая память народа. Этой памятью не обделен, похоже, и сам губернатор. По признанию Позгалева, встречаясь с представителями деловых кругов самых разных стран и народов, он невольно ловит себя на мысли, что сотни лет назад их предки уже обменивались крепким рукопожатием на торговом поприще...


О знаменитых вологодских кружевах и масле известно всем. Репутация того же масла со времен отца-основателя производства Николая Верещагина, чей изумительный продукт с его неповторимым ореховым привкусом завоевал в свое время не одну золотую медаль на Всемирных выставках в Париже, остается по сей день столь высокой, что на ней вовсю спекулируют свои и зарубежные маслоделы, не имеющие к Вологде никакого отношения. Но не маслом единым жива сама Вологодчина, ограниченная в представлении многих "домом, где резной палисад", за стенами которого так и мерещится румяная хозяйка в кружевной пелерине с густо намазанным бутербродом.


Между тем, лидируя в Северо-Западном федеральном округе по производству промышленной продукции на душу населения, область не только производит каждую 6-ю тонну российской стали и проката, каждый 8-й подшипник, каждую 9-ю тонну минеральных удобрений, каждый 13-й кубометр деловой древесины, каждый 14-й метр льняной ткани, но и создала один из самых благоприятных инвестиционных климатов в стране. Традиции знаменитого вологодского купечества с его предприимчивостью и верностью данному слову не забыты, и связь времен восстанавливается. Чтобы лучше понять душу Вологодчины, больше узнать ее, в Москве создан Культурно-информационный центр поддержки и развития межрегиональных связей Вологодской области.


Руководитель центра Марина Барышева, как магнит, притянула к проекту, своеобразной презентации региона, множество самых разных людей. Краеведы, историки, литературоведы, творческая интеллигенция собирали для единого информационного пакета наиболее значимые сведения о памятниках истории и культуры, выдающихся земляках, старых и новых традициях, праздниках и, конечно, об удивительной природе края. А природа на Вологодчине такая, что, побывав в одном только национальном парке "Русский Север" с его девственными лесами, чистейшими реками, протоками, родниками и озерами, хорошо понимаешь библейского Экклезиаста: "И не насытится око зрением"...


И край продолжает преображаться с помощью строителей и архитекторов.


Кое-что уже удалось сделать и энтузиастам культурного центра. Вышли в свет замечательная мини-энциклопедия "Вологодская область: от А до Я", видеофильм "Земля Вологодская" и СД-диск с интерактивным режимом, позволяющим заложенную в него информацию свободно трансформировать и дополнять.


Оригинально оформленный в едином ключе талантливым вологодским дизайнером Дмитрием Воронцовым этот триединый информационный блок стал первым подобным опытом комплексной презентации одного из регионов России.


Примечательно, что входящую в блок получасовую документальную ленту сняли те же молодые вологжане, что не так давно заново открыли России Дионисия. Их трепетный фильм о древнерусском живописце и его фресках в Ферапонтовом монастыре, выдвинутый на соискание Государственной премии РФ, уже разошелся по общеобразовательным учебным заведениям, библиотекам, музеям, духовным семинариям, воскресным православным школам страны. Какая судьба ждет новую ленту, время покажет, но прививкой от национального беспамятства она может стать, это точно.


Ах, какая музыка льется с экрана в повествовании о Вологодчине! Это она, его родная земля, стала вечной Музой для выдающегося композитора XX века Валерия Гаврилина Он не дожил до нового века совсем чуть-чуть, а уже 28 января 2000-го, в день его памяти, благодарная тихая родина дала жизнь ежегодному Всероссийскому Гаврилинскому фестивалю.


Спасибо вологжанам! И себя помнят как часть неразделенного народа, и другим не дают забыть, какого они роду-племени.