В Воронеже побывал известный московский театральный критик Николай Жегин. С воронежскими коллегами он поделился видением общероссийской театральной ситуации, благо она, как заявлено, ясна ему по причине реальной: в сезон, сказал гость, приходится отсматривать по сто и более спектаклей театров всех уровней -как столичных, так и провинциальных.
Эту возможность, прежде всего, дает посещение фестивалей, коих сегодня -пруд пруди.
Авторитетен фестиваль в Вологде, который проходит в тамошнем Кремле, на двух великолепных площадках; великолепие их -следствие наличия у организаторов больших денег. Откуда таковые? Из входящего в область Череповца, где прописана капиталпредержащая "Северсталь". Кроме того, в Вологде -просвещенный губернатор, который самолично -как зритель, разумеется -участвует в фестивале, отчего, понятное дело, последний имеет должную поддержку. Денежное благополучие привлекает для участия в вологодском сборе не только провинцию; там уже побывали со своими спектаклями и знаменитый Фоменко, и театр имени Маяковского.
Коллективы прельщаются не только возможностью межпрофессионального общения, но и классной культурной программой: экскурсии в Ферапонтов монастырь и другие примечательные места, опоэтизированные белые ночи (спектакли начинаются в 23 часа). В следующем году на вологодский фестиваль отправится воронежская драма со спектаклем Анатолия Иванова "Вечно живые" по пьесе Виктора Розова. Этот спектакль получил высокую оценку на недавнем фестивале в Белгороде, где его признали лучшим. От себя лично Жегин заверил, что пока ничего более сильного с прицелом на 60-летие Победы (а вологодский фестиваль будет посвящен именно этой дате) он не видел. Да и вообще к 60-летию ставить сегодня практически нечего. Пьесы Симонова, дескать, с высоты нынешнего дня впечатление производят странное, как и произведения Леонова. Остается, правда, Арбузов -но сколько уж можно в одну и ту же реку входить? Это, напомним, мнение гостя, не наше.
Далее: хорош фестиваль в Омске "Молодые театры России". Но он сам до крайности молод -два года от роду. Приживется ли -вопрос. Очень приличным до недавнего времени был фестиваль в Орле, посвященный русской классике. Его лично патронировал Егор Строев, будучи главой Совета Федерации. После же ухода Строева со своего судьбоносного поста театральному празднику заметно поплохело.
Котируется и фестиваль русской комедии, что проходит в Ростове-на-Дону. А также -тольяттинский театральный форум, основанный бывшим художественным руководителем нашего кольцовского театра Глебом Дроздовым. В прошлом году на этот фестиваль возил свой спектакль творческий центр "Антреприза", что работает при Доме актера: "Старомодную комедию" Арбузова. Жегин свидетельствовал, что занятые в этом спектакле актеры, народные артисты России Людмила Кравцова и Юрий Кочергов, приняты были зрителями самым теплейшим образом: каждую реплику народ воспринимал со всей чуткостью, показывая, насколько он соскучился по настоящему литературному тексту.
В целом же театры, подобно российскому обществу (воистину: "вся Россия -наш сад"), весьма отчетливо разделены на богатых -это те, которые живут в промысловых районах (ископаемые, сталь, нефть, газ), и бедных. Последних, конечно, неизмеримо больше, но по старой отечественной традиции, при всех плохостях пока ни один государственный театр не умер. По крайней мере -не закрылся. Сколько их, различного уровня и достатка, сегодня вообще -никто не знает, насколько я поняла. В одной только Москве -около четырехсот театров, шестьдесят два из них -на балансе мэрии, то есть -получают оттуда стабильные субсидии. Понятно, что субсидий этих хватает не только на то, чтоб у актеров штаны не упали -Лужков если что-то делает, то фундаментально. В чем воронежцы лишний раз убедились, наблюдая приезжавший к нам на гастроли театр Станиславского и Немировича-Данченко -все по последнему слову. А, скажем, замечательный театр в Южной Осетии, в Цхинвали, в прямом смысле дышит на ладан -скуднее бюджета не придумаешь.
Если говорить о переменах, произошедших в театрах за последние восемь-десять лет -на уровне тенденции -они весьма заметны, но узконаправлены. С одной стороны, основные вещи не изменились: законодательство, регулирующее театральное дело, существенных изменений не претерпело, формирование труппы ведется по прежним нормам и принципам, остается безобразной оплата труда работников театра и т. д. С другой стороны, девяностые годы отечественных подмостков характеризовались откровенно старыми -в смысле актерского возраста -труппами: "Не было ни одного молодого лица и надежды на его появление". И вдруг, вроде как на пустом месте, повсюду стали создаваться местные школы. И теперь "... куда ни придешь -везде хорошо воспитанные молодые актеры. Больше проблем с их отсутствием нет". Правда, покидают, отучившись, они родные пенаты незамедлительно. Наверное, правильно делают.
Еще наблюдение: "Непонятным стал репертуар. Раньше лидировали три-четыре названия -и вся страна их ставила. В чем не было ничего плохого. (Честно говоря, что в этом хорошего -я, например, не очень понимаю. -авт.) Сейчас таких лидеров нет. Каждый театр берет одну современную пьесу, и кроме как там она не идет больше нигде. Бездна, таким образом, одиноких названий появилась, что говорит об отсутствии ярких, безусловно признаваемых драматургов. Пожалуй, по-настоящему состоявшимся из молодых можно считать двадцативосьмилетнего Василия Сигарева; в его активе -двадцать пьес. Это самый талантливый драматург, в произведениях которого есть все: тема, мысль, боль, характеры".
Что касается московской прессы: она поголовно ориентирована на авангардный театр. Объясняется сие жестокой конкуренцией среди журналистов, пишущих о театре: только экстраординарность материала открывает ему путь на газетно-журнальную страницу. Понятно, что о традиционном, классическом русском театре написать нечто заковыристое, потрясающее устои и умы, гораздо сложнее, чем о какой-нибудь модерновой постановке, трактовать которую можно как угодно. Потому что, как правило, ничего точного и внятного в таких сочинениях не просматривается, кроме претенциозных потуг автора. Кстати, даже популярные, уважаемые театры покупаются, как ни странно, на всякую галиматью.
При этом в желанный авангард преобразуют порой хрестоматийные образцы; Галина Волчек, например, решила, что "Современнику" остро не хватает "Грозы". В том варианте, от которого Островский, надо думать, обомлел бы. Дело происходит в тусовочно-жлобской атмосфере, где все характеры искривлены, отношения извращены, а интрига выхолощена. И почему обкурившаяся Катерина решает уйти в лучший мир -никто не объясняет. Зрители, тем не менее, на подобные зрелища находятся. "Галина Борисовна, -заключил Жегин, -талантливый менеджер, дивная пиар-кампания вокруг ее спектаклей разворачивается".
Примерно в том же ключе высказался Николай Иванович об Олеге Табакове как о руководителе "Табакерки". Он тоже сделал ставку на новую, она же авангардная, драматургию, что не замедлило дать соответствующие результаты. Причем настолько явные, что на каком-то высоком театральном собрании Табакова публично обвинили: "Вы загнали театр в тупик". На что гордый мэтр с чувством глубокого равнодушия ответил: "Я знаю". Подобная политика большинства московских театров обернулась тем, что "... половина сезона прошла -говорить не о чем". Какая, собственно, половина -сезон вот-вот кончится...
А что же мы? Мы не только не хуже, но -лучше многих; имеется в виду конкретно драмтеатр, с которым, как можно заключить со слов критика, его связывают давние отношения. С лучшими столичными театрами корректный Жегин сравнивать воронежцев не стал, а среди периферийных, заверил, наши -первые, обошедшие самарскую драму, ярославскую, омскую, краснодарскую, ставропольскую. "Я вообще не ожидал увидеть такое благополучие в Воронеже, -удивлялся Николай Иванович. -Здесь роскошный Дом актера. И очень хороший театр с очень хорошей труппой; труппа у вас во все времена очень хорошей была. Актеры в большинстве своем -индивидуальности. Не стертые лицедеи, а люди со всегда видимой и слышимой человеческой сутью".
... Любой взгляд со стороны всегда интересен. Да и добрые слова в адрес тех, за кого искренне болеешь, конечно, приятны. Хотелось бы, однако, не просто общих похвал -некоего доказательного анализа. С которым где-то согласиться можно было бы, а где-то поспорить -истина ведь так только и рождается, правда?