Главная >> 5 >> 18

ПУШКИН на фоне "Черного квадрата"

Уже довольно порядочно времени прошло после завершения в Пскове XI Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля, а увиденное и услышанное - такое разное! - не отпускает душу, просится на разговор, или, по крайней мере, на субъективные заметки.


Восторг, с которым рвался на встречу с Пушкиным, сошел на нет в первый же день. Впрочем, если не выходить за рамки первого праздничного дня, то все прекрасно! Выступления известных артистов, писателей, ученых... Но Пушкин с нами и мы с ним не только в праздниках, но и в буднях. И уж где, как не в Пскове, эти будни должны быть насыщены его житием.,. И вот тут-то мне. как гостю псковитян, хотелось бы большего.


Меня могут упрекнуть, что я не там ходил, поэтому и не встретил Пушкина. Хотя 22 года назад, в мой первый приезд в Псков, меня носило по самым немыслимым закоулкам и всюду было ощущение пушкинского присутствия. Да, тогда настрой на эти "встречи" задал С.С. Гейченко, хранитель Пушкиногорья. Но не только он. Журналисты, с которыми познакомился, простые жители старались преподнести главенствование в городе именно Александра Сергеевича.


Другие времена, другие герои и, похоже, другие ценности. Сегодня вы из белгородского Старого Оскола увезете больше "пушкинских" сувениров, чем из Пскова. Ребенок по шоколадным наборам, разнообразию конфет узнает о существовании красочного и сказочного мира. В Воронеже, пусть и не принимаемая мной, но все-таки тоже своего рода тяга к гению, - открыт ресторан его имени, где подаются к столу только блюда пушкинской эпохи...


В Пскове ныне в изобилии водочные бутылки "Жириновский" и "Пушкин". Хоть залейся со своею любовью к "чудным мгновениям"!


На одном из "круглых столов" фестиваля кем-то "общепризнанный" театральный критик, извиняясь по поводу своего вчерашнего отсутствия, ерничал: "Я не мог быть на спектакле по очень большой нужде... Личной нужде... Я был в... церкви". Думаю, что для многих эта святотатская шуточка многое определила. Создался особый клан людей, которые понуждают себя и посещением храмов, и обращением к Пушкину. Это они в свое время отделили церковь от государства, теперь это пытаются сделать и с Пушкиным.


Гением было сказано: "Пушкин - это наше все". А на наших глазах игра в перевертыши: все наше - это и есть Пушкин. Не глядя, схватил с прилавка прекрасно иллюстрированную книгу о Гейченко. Боялся, последняя... А почитал, и стало мне стыдно за автора, долгие годы прожившего с Семеном Степановичем бок о бок, а услышавшего от него и теперь несущего нам то, что в страстях по-мужицки выражалось им не для печати. Да за кем из нас нет этого греха! Вот недавно в Воронеже был всемирно известный музыкант, и он такой ошеломившей всех тирадой прошелся по одному из организаторов встречи, что небесам, наверное, стало жарко. Но его музыка не запомнила его бранных слов. Как и все, кто слушал его.


И что это за время такое! Не стремление подняться до пушкинских вершин, а Пушкина низвергнуть и поставить вровень с пьющими "Жириновского" и "Пушкина". Как же выигрывает по сравнению со всем этим чужебесием томик, изданный в 1994 году в Нижнем Нов городе - "Александру Пушкину... Пушкиниана ДМИТРИЯ Арсенина". где трепетное отношение к каждой пушкинской строке, единение духи, a не хлестаковское: "Ну что, брат Пушкин?!"


...Весьма оригинален один спектакль по "Евгению Онегину". Черная сцена, люди в черном. Пушкинский текст. А ты сидишь и чего-то не понимаешь, пока режиссерский замысел вдруг не пронзает твое отсталое сознание - да это же разборки "братков"! "Братка"


Евгения с "братком" Ленским, а меж ними тусуется Танька Ларина.


Или специалист из питерского Пушкинского центра заявляет, что, мол, в черновых материалах великого поэта есть строки о... сексе. Как тут не вспомнить даму, заявившую в прямом телеэфире, что в Советском Союзе секса не было! Милые, его и у Пушкина не было. Была или любовь, или иная крайность, имеющая непечатное определение...


Из того, что особенно запомнилось, "круглый стол" в юношеской библиотеке. В фойе студентами Архитектурного института была развернута выставка - "Черный квадрат. Раскрытие". Блеск остроумия молодых как бы "раздевал" Малевича и показывал, что король-то голый. Достаточно заглянуть за "квадрат", посмотреть, что он прикрывает собой, и станет ясно - пустота и пошлый кич.


...На "Капитанской дочке" Воронежского ТЮЗа зал был полон. И учителя со школьниками и студентами сожалели, что не имеют возможности пригласить к себе в гости актеров, режиссера. Оказывается, это "редкое явление, когда удается встретиться с настоящим Пушкиным".


Правда, "специалисты с большой нуждой" иного мнения - воронежский спектакль ничего нового в Пушкине не открыл, никакого эксперимента и новаторства.


Скучно для господ без экспериментов и революций.


...Случайно вышел к памятнику погибшей в Чечне 6-й роте псковских десантников. После театрального фестиваля в городе состоялся премьерный показ фильма "Честь имею" о подвиге роты, тоже как бы отделенной от государства. Жесточайшая беспощадная война будто где-то далеко, а не на территории государства российского. И разве те павшие ребята не из пушкинской России, не равные по духу Петру Гриневу и капитану Миронову из "Капитанской дочки"?


Фестиваль скрасился общением с директором Псковского театра драмы Валерием Павловым. Валерий Федорович, филолог по образованию, создал своеобразную театральную библиотеку, изданную за годы его директорства. Театр, возглавляемый В. Радуном, режиссером, некогда начинавшим свою творческую деятельность в Воронеже, - в гуще жизни. Связан с Пушкиным не стихом, а мыслью. И будто вернулось пушкинское счастье в Псков.


Воедино слился Воронеж с Псковом, когда после завершения спектакля на сцену вышли представители местного хлебозавода. Они оказались выпускниками "воронежской академии хлеба" - технологического института, - где получили когда-то дипломы хлебопеков. И принесли в дар - огромный торт, заметив, что для них лучшая мука - привозимая из Воронежа...


Трудно сегодня в России Пушкину. Но и представить Россию без Пушкина невозможно. Процитирую выступление известного критика и публициста Валентина Курбатова, многим полюбившегося за книжку "Домовой", о Семене Степановиче Гейченко: "Мы повадились говорить об энергетике, биополях и ауре святых мест. Это стало модой и несчастьем. Люди с осторожными лицами, оглянувшись, не увидит ли кто, приворовывают сегодня эту энергетику в Тарханах, Спасском, в Ясной и, конечно, в Михайловском. Из Михайловского ее вывозят беспошлинно, с особенным размахом, потому что здесь ее запасы неисчерпаемы. Пусть везут! Не жалко. Глядишь, однажды увидят в своей внутренней тьме не отвлеченную "энергетику", а золотой пушкинский свет, и поймут, что они тоже только участники длящегося счастливого молодого пушкинского театра, занавес которого не закрывается здесь вот уже скоро двести лет...


...Кем бы мы были, не зная этой святой земли? Что был бы наш пушкинский театр без этого воздуха свободы, в котором форма исполняется чудом музыки и жизни? Жизнь прекрасна, как высокое представление".