Олег Скрипка: С любовью к своему
Разговор вели Лариса ИВШИНА, Анна ШЕРЕМЕТ, Татьяна ПОЛИЩУК, Надежда ТЫСЯЧНАЯ, фото Леонида БАККА, "День"
На нем джинсы. Волосы - каштан-бордо. На шее - украшение в этно-стиле, из тех, которые молодежь называет "фенечками". Собранный. Благожелательный и открытый. Рассматривает фотографии гостей "Дня". Это - легендарный лидер "ВВ" Олег СКРИПКА в интерьере конференц-зала редакции. На интервью он пришел в одиннадцать, хотя считается, что в такое время музыканты еще спят. Тем более, что накануне состоялась презентация его нового клипа на песню "Каліфорнія". Но лидер Скрипка подниматься рано уже привык: ежедневное количество дел просто не позволяет "расслабленного" режима. А разговор наш начался еще с одного недавнего события - совместного концерта музыкантов двух стран в рамках фестиваля "Французская весна".
"В СЕРЕДИНЕ 90-х Я ОЖИДАЛ БУМА НА ВСЕ УКРАИНСКОЕ. НО ОЧЕВИДНО НЕПРАВИЛЬНО ПОЧУВСТВОВАЛ ОБЩЕСТВО"
-Олег, вы долго учили французских музыкантов петь "Весну"?
- Французский культурный центр предложил "ВВ" выступить вместе с их группой "Bіkini Machine" в рамках проекта "Французская весна в Украине". У нас было два часа репетиции накануне концерта. Я знал, что они выйдут и точно так, как разучивали, споют. Французы очень организованы. Они уважительно относятся к своей культуре и в то же время открыты к другим, особенно, - славянским. "Весну" пели восторженно!
- А говорят, что французы такие легкомысленные?
- Это - нация профессионалов. Легкомысленные они, может, в романтических отношениях. Но это скорее всего имидж.Французы умеют работать над собственным имиджем - духи, косметика, одежда pret-a-porter и зарабатывать на этом деньги.
- Так почему вы оттуда вернулись? Бываете теперь там с концертами?
- Представляете, 1988 год... На фестивале в Москве к нам подошли французские продюсеры с предложением выступать в Париже. Мы посмеялись, а через два года играли во французской столице. Приезжаем туда из Украины начала 90-х, где нет света даже на Крещатике, отсутствие транспорта, дефицит горючего. А там - вечерний, ночной Париж весь в огне, насыщенная культурная жизнь. Открываю каталог концертов: бразильская, аргентинская, итальянская музыка... К "ВВ" как к группе из Советского Союза был большой интерес: концерты, радио- и телеэфир, предложения выпустить альбомы, встречи, приемы с шампанским...Тогда заигрывали с Горбачевым - политиком с человеческим лицом. Пала Берлинска стена. Был дух романтизма. А когда СССР распался, потепление в отношениях закончилось. И все, кто оттуда, стали ассоциироваться с уголовными элементами, мафией. Альбом так и не смогли выпустить, хотя он был уже готов. Группа записала его на собственные деньги и с ним вернулась в Украину. А здесь все изменилось... И мне показалось, что именно сейчас должен начаться бум на все свое, украинское. Но я неправильно почувствовал общество. Об этом рассказываю потому, что как будто мы о политике не поем, но культура всегда с ней тесно связана. С тех пор "ВВ" не ездит выступать во Францию. Чтобы там играть, нужно постоянно присутствовать на их радио- или телеэфире, участвовать в концертах.А уже этих "Bіkini Machine" мы не знали - это новая волна.
- На наш взгляд, украинский язык становится все более популярным на эстраде и среди молодых слушателей. Такая тенденция обусловлена временем?
- Одни начинают петь на украинском, другие наоборот - переходят на русский. В "украинизации" эстрады "ВВ", без лишней скромности, играет свою роль. Мы упрямо поем на украинском языке даже в Москве и остаемся популярными. Другие смотрят на нас и пробуют сами. Но существует проблема профессионального уровня музыкантов. Творить на украинском языке надо не кое-как, в сотый раз перепев "Червону руту" или другие хиты в ресторанном стиле. Украинская культура никакого отношения к ресторанной субкультуре не имеет. Поэтому надо обязательно подумать о саунде, ритмах, пообщаться с носителями этой культуры.
- Всегда так получалось, что украинская культура, несмотря на свою высокость, была представлена в скромных формах. Как вы считаете пришло время представлять ее в дорогом оформлении и тогда она понравится большему числу людей?
- Один наш кобзарь, который поет старинные канты, народные песни, исполняет свои произведения рассказывал мне о фольклорном фестивале в Латвии, в котором принимал участие. На закрытии президент страны вышла в настоящем народном костюме и запела песню XVI или XVII века.
Венгрия, например, была тоже в таком состоянии, как Украина, но еще и без моря, угля, золота, бриллиантов... А какое там уважительное отношение к своей культуре. Сейчас происходит развитие театра, проходят самые разнообразные фольклорные фестивали, самый мощный в Европе рок-фестиваль, куда мы скоро поедем. Это такая филигранная работа над своим достоянием. Многие иностранцы именно туда едут на эти мероприятия и венгры зарабатывают на этом деньги. А наши люди знают о неуважении и незаинтересованности официоза родной культурой.
- Понятно, что процесс выхода из шока, который у нас был, и летаргия еще продолжаются. А сможем этот темп нарастить, чтобы еще застать признаки новой нормальной жизни?
- Мне приходится общаться со спонсорами. Есть среди них и сознательные. Понятно, они погружены в бизнес и культуру мало знают. Поэтому поддерживают всяческие детские конкурсы, караоке, начинающему дают деньги на выпуск первых альбомов, в лучшем случае - работают с украинской эстрадой, потому что у них, видишь, таков бизнес, им подходит поддерживать поп-культуру, а не народную. Я говорю, надо помочь профессионалам, те часто бедствуют. А работая с непрофессионалами, культивируются низкие стандарты. Ведь есть украинцы, которые творят на европейском, мировом уровнях, например ансамбль "Древо", Роман Гринькив, который играл даже с Питером Габриэлем, Энвером Измайловым.
"ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" В ОТНОШЕНИЯХ С РОССИЕЙ ЧУВСТВУЕТСЯ НА УРОВНЕ АНЕКДОТОВ"
- Олег, каким был механизм раскрутки "ВВ" в Москве?
- Во-первых, мы были постсоветской командой и нас там считали за "своих". Тогда чувствовалась сильная ностальгия по украинцам - "братским, родным", которые отсоединились от России, но это все воспринималось как что-то временное. Сейчас ностальгическое отношение изменилось. Во-вторых, из Франции мы привезли конкурентоспособный материал. А тогда альтернативная музыка ни в России, ни в Украине не имела денег на качественный продукт, да и до сих пор не имеет. Поэтому с нами очень скоро подписали контракт. Ныне "ВВ" непросто конкурировать с российской, да и с украинской эстрадами. Они работают за значительно большие гонорары, серьезные средства вкладывают в запись альбомов, клипы, радио- и телеэфир. Мы же принципиально не платим за эфир. И если "ВВ" крутят, то это потому, что пытаемся делать свою музыку качественно.
- Олег, вы сказали, что теперь отношение россиян к украинцам изменилось?
- Я слежу за тем, как подается информация об украинцах в российских новостях, прессе. И понимаю, что создался образ врага. За несколько лет мы из таких смешных, добрых, несмышленных превратились в злых, хитрых, которые своего не упустят, но еще и к тому же воруют газ и сбивают самолеты. Вспоминаю, как-то прогуливался по аллее в Москве. И радио вещает: сначала поет Киркоров, потом, как будто между прочим, рассказывают, что на юге Италии женщинам запрещается носить короткие юбки, а во Львове русских бьют за русский язык... "Холодная война" в наших отношениях чувствуется на уровне анекдотов, шуток, бывальщины...
Вот для меня Москва - место неправильного фен-шуя. Нью- Йорк, Лондон, Санкт-Петербург построены в значительно лучших местах.
- А как же тогда объяснить безумный успех Верки Сердючки в России?
- Сейчас в России какая- то удивительная популярность юмористов. В качестве примера, их комик Евдокимов стал губернатором Алтайского края. Происходит снижение интеллектуального уровня. Поэтические тексты песен неактуальны. В Украине этот процесс также происходит, но не настолько! Также может быть и негативное отношение к украинцам - дураки, примитивные.А у Сердючки этот упрощенный украинский элемент присутствует.
- А почему София Ротару собирает полные залы, стадионы в России?
- Это как раз феномен самой Ротару. У нее сейчас ренессанс: выдала качественный продукт, сняла дорогие клипы, создала красивый образ зрелой женщины. Это не сделали ни Алла Пугачева, ни Лариса Долина, у которых сейчас творческий спад.
"НАША ПРОБЛЕМА НЕ С ПИРАТАМИ, А С СОЗНАНИЕМ"
- Олег, у вас есть опыт борьбы за авторские права в России. А какая ситуация с соблюдением авторских прав в Украине?
- Недавно мы выиграли суд с компанией "Gala Records". Они не выполняли условия контракта и на протяжении многих лет не выплачивали нам денег за продажу альбомов. Невозможно посчитать, сколько их продали, а соответственно - и деньги. Знаем, что "Танці" и "Весну" "Gala Records" продавала большими тиражами. И пока мы два- три года судились, фирма, пользуясь авторским правом, продолжала зарабатывать немалые деньги на нашей продукции. А группа далее оставалась без возвращенных средств, которые могли бы вложить в концерты, производство клипов. По решению суда "ВВ" выплатили какие-то копейки. Но тот факт, что мы победили, говорит, что, необходимо бороться за свои права.
Считаю, что в Украине сейчас проблема не с соблюдением авторских прав, не с пиратами, а с сознанием людей. Властные структуры или структуры шоу- бизнеса, которые стоят за артистами, более значимы, чем сами исполнители. Финансы стали важнее творчества. И по телевидению видим все больше артистов, которые необязательно хорошо поют, но обязательно имеют другой бизнес наряду с музыкальным и могут вкладывать в себя деньги.
- На Западе исполнители зарабатывают с продажи альбомов, а концерты проводят как презентации. А вы могли бы хорошо жить за те деньги, которые, по идее, должны получать с продажи компакт- дисков?
- У той же "Gala Records" два офиса, служебные машины. Работники получают зарплату, ездят отдыхать заграницу. А у них среди прочих одна ведущая группа - "ВВ". Я думаю, в студии действительно есть немалые деньги, частично заработанные на нас.
Мы вынуждены постоянно делать концерты, чтобы вкладывать средства в клипы, запись альбомов, потому что сами проданные диски не возвращают этих денег. И все время на таком уровне.
- Это уже не первое десятилетие происходит... Что можно изменить в данной ситуации?
- Изменения произойдут со временем. Мы довольно сильно отстаем от Запада. В 1988 году, когда мы впервые поехали в Польшу, тогда там происходили такие же процессы, как сейчас в Украине.
Но можно сказать, что украинский шоу-бизнес становится более профессиональным. Многие люди на нем профессионально зарабатывают деньги. И наша эстрада выросла, хотя она развивается в не очень выгодных условиях по сравнению с российской: без частых радио- и телеэфира, государственной поддержки... У украинцев сателитная зависимость от Европы и, в частности от России в масс-медиальном пространстве. Но наши певцы помагают себе: находят средства у друзей или у богатых людей, записывают альбомы, снимают клипы не хуже российских...
ПРОЩАЙ, АНДЕГРАУНД?
- По вашему мнению, новые интересные исполнители появляются?
- Групп интересных очень много. Мы - музыкальная культурная нация. Но реально попасть в эфир без чьего-то влияния и финансовой поддержки они не могут. Музыкант имеет шанс пробиться, если рядом с ним профессиональный продюсер. Например, у "ВВ" есть менеджер, администратор, пресс- секретарь и Олег Скрипка как продюсер. Мы играем очень специфическую музыку. А если взять эстрадного продюсера. Тогда группа будет превращаться в эстрадную, и мы будем рекламировать стиральные порошки, будем платить за обложки в глянцевых журналах и будем петь под фонограмму на концертах, организованных политическими партиями.
- Кстати, вы принимали участие в политических мероприятиях?
- Такое случалось из-за недоразумений. "ВВ" говорят, что будут выступать на празднике города в Днепропетровске, например, организованном для людей бесплатно городской газетой. Приезжаем, выходим на сцену и выясняется, что концерт финансирует кто-то из политических олигархов. И что нам - уходить со сцены?..
- Олег, как вы оцениваете проект "Борщ"? В определенной степени - это копия "ВВ"?
- Саша Пипа принимает участие в этом проекте, как я или Женя в своих сольных. У нас же не "Фабрика звезд", мы не связаны жесткими условиями контракта и каждый себя проявляет. Шурик может одновременно заниматься музыкой, продавать нефть и работать в цирке. Думаю, ему интересен только рок, а "ВВ" из андеграундной группы стала более публичной, оставив роковый саунд. Украинская публика не совсем готова к рок-музыке, рок-концертам. А Шурик именно ощущает ностальгию по андеграундной клубной тусовке. Я же могу играть и рок, и роскошный джаз, и фольк, и, наверное, принес в команду какую-то театральность, возможно, немного вытесняя рок.
Но должно пройти некоторое время, чтобы "Борщ" построил собственную историю. А пока их еще будут упоминать в контексте "ВВ".
- Вы сейчас особенно увлечены фольклором, этникой. Кажется, это у вас давно жило? Один режиссер сказал, что Олег Скрипка на сцене выпускает бесов, чертей, и все они - украинского происхождения.
- Красиво сказано - гоголевщина.
Я родился в Таджикистане в семье украинцев, а в село на Полтавщину ездил к деду. Первые песни, написанные на украинском языке, были как раз на темы воспоминаний детства. На баяне начал играть в музыкальной школе. Приехал к деду, мне сразу нашли инструмент и показали несколько нот "Ти ж мене підманула". Ну, здесь и гулянья начались! Было много друзей - вместе кулеш варили, грибы собирали, коров пасли.
- А вы знаете реакцию жителей того села, откуда ваши родители, на музыку Олега Скрипки?
- Я знаю реакцию жителей села Вороньки, что в пяти километрах от моего. Потому что когда сочинял песню "Були на селі", написал "Були у Вороньках", - родные Гильцы не подходили по ритму. Всегда из Гильцев ездил такой загадочный пазик в Вороньки - это звучало так романтично. Сам я там никогда не был. И вот однажды Вороньковский хор пригласили на телевидение и он запел "Були у Вороньках" в народной аранжировке, под баян. Председатель сельсовета пригласил меня на свою серебряную свадьбу в это лето. Я обещал приехать. А еще запланировал с друзьями-фольклористами съездить в фольклорную экспедицию в те края. В Миргороде мы уже были, но собранного материала маловато для выпуска компакт-диска.
И "Горіла сосна, палала" также имеет свою историю. Во Франции я играл в спектакле хореографа Филиппа де Куфле - одновременно был актером, музыкантом и танцором. В одной интересной сцене взбирался на гору и играл на трубе, а потом звучал живой оркестр и девушки вокруг меня танцевали и пели. Мы разучили с парижанками нежный вальс "Горіла сосна" - я писал им транскрипцию, рассказывал об Украине. И они очень красиво запели с таким французским смягченным "л", как поют на Полтавщине. И когда я записывал альбом, песня уже была аранжирована. Фольклористы, слушая его, до недавнего времени думали, что это исполняют украинки. Один мой приятель-барабанщик недавно сказал, что в Бретонии сейчас играют "Горіла сосна" на свадьбах - она стала почти французской народной песней.
"ХОЧУ ПРОВЕСТИ ФОЛЬКЛОРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ЛЕТОМ НА ПЕВЧЕСКОМ ПОЛЕ В КИЕВЕ"
- Вспомните, как родились "Танці"?
- Тогда работал в Киевском научном объединении "Квант". Во время обеденного перерыва шел по улице Красноармейской и в такт шагов получался такой отбой - та-та-та-танцы! Это, наверное, единственная песня, которую без инструмента сочинил. И не надеялся, что она будет настолько популярной! Когда ее исполнили впервые, публика так бурно восприняла! И уже на следующий день "ВВ" играло "Танці" как хит. Случалось, на концертах не играли песню, после окончания подходили возмущенные зрители: "Артисты вы нормальные, но совести у вас нет - "Танці" не играете". Сейчас без "Танців" и "Весни" не обходится ни один концерт. Мы используем феномен японского традиционного театра "Но", - каждый раз пытаемся петь хиты свежо, по-новому, эмоционально.
Кстати, ни на "Весну", ни на "День народження" такой спонтанной позитивной реакции не было. Пока не отсняли клипы, слушатели их не поняли. Сейчас часто клип вытягивает песню.
- Как вы собираетесь использовать свое магнетическое влияние на публику?
- Особенно сейчас ощущаю большой потенциал украинской народной музыки - она бесценна, богата, хорошо сохранена. Но нужно обратить внимание общества на нее. Потому что пока к народному творчеству причастен небольшой круг художников, специалистов. Проходят фольклорные фестивали в Пирогово, в Карпатах, но они закрыты для публики, телевидения, официоза. Поэтому я хочу провести фольклорный фестиваль летом на Певческом поле в Киеве.
- Для того, чтобы этот пласт культуры сейчас поднять, нужен не только хороший музыкальный культурный уровень, но и тот уровень внутренней свободы, который сразу чувствуется, когда человек берется за свое с абсолютным осмыслением. Кто, как и вы, обратившись к этнической музыке, может поднять ее к таким высотам, чтобы за вами и другие стали свободнее?
- Есть немало артистов, профессионалов. На вечерницах, которые мы проводим, появилась группа "Карпатці", куда вошли музыканты из разных команд. Публика их воспринимала фантастически!
На наши вечерницы может приходить любой в украинском наряде - это единственное условие. Хотим посмотреть, насколько люди готовы воспринять свое. Приятно, что приходят в настоящих старинных вышиванках и костюмах. Перед Пасхой пригласили писанкарей.Раньше проводили мастер-класс по танцам - учились, как нужно танцевать сельские танцы. В мае будут проходить вечерницы на горке неподалеку от Андреевского спуска, где они исторически проходили.
Мы делали и вечер украинской салонной музыки - барокко, романсы. Хотим выпустить альбом украинских романсов.
- Молодежь, публика "ВВ", готова это воспринять?
- Да, мы убедились в этом. Со временем украинские фольклорные фестивали будут популярны, как во всем мире. На них будут съезжаться отовсюду. Наш фестиваль будет продолжаться два-три дня. И мы сделаем такие большие богатые вечерницы!
- У нас всегда было всего вдоволь, поэтому иногда с легкостью забываем целые направления, жанры культуры. Может, пришла пора не распыляться и во всем помнить о главном: кто, как не мы, можем отделить зерно от половы.
- В 70 - 80-х годах перепевались на украинском языке хиты "The Beatles", "Deep Purple", Челентано. Тогда песню "Каліфорнія/California" группы "Eagles" я играл в общежитии, но раньше я бы никогда не включил ее в концерт. Мне кажется, пришло время собрать эту городскую субкультуру - она своеобразная и интересная.
Концептуально клип "Каліфорнія" - городской романс. К песне дописал еще один куплет, потому что те три забылись со временем. Впервые я был соавтором сценария вместе с Олегом Лебедем и сорежиссером Михаилом Шелиповым.