Донатас Банионис - Газете
Сегодня исполняется 80 лет выдающемуся актеру кино и театра Донатасу Банионису, всенародно известному и любимому по фильмам "Никто не хотел умирать", "Солярис", "Мертвый сезон", "Приключения принца Флоризеля". В канун юбилея с ним побеседовал обозреватель Газеты Антон Долин.
Как вы планируете отметить юбилей?
В день моего рождения город Паневежис устраивает концерт в драматическом театре имени Мильтиниса, будут там показывать какие-то документальные кадры... Будут приглашенные из Вильнюса и других городов - и представители разных организаций, и знакомые, и родственники. Мне говорили, что из российского посольства тоже придут. Делают все это городские власти, поскольку я почетный гражданин Паневежиса.
Вы, всесоюзная звезда, чувствуете сегодня изменения в своем статусе? Вас по-прежнему любят в России? Я в России бываю очень часто: не так давно снимался в телефильме о Ниро Вульфе и Арчи Гудвине. Мне сказали, что будет еще продолжение. У Аллы Суриковой я снимался; сейчас еще не закончен фильм "Ленинград", где я тоже играю... Не обрывается связь. Каждый год меня приглашают на празднование Международного дня театра, которое устраивает Центральный дом актера в Москве. Они даже наградили меня два года назад званием академика Международной академии театра. Кроме того, меня приглашают на фестивали - и в жюри, и так.
А связь с публикой остается неизменной?
Совсем недавно мы в Тюмени играли спектакль "Встреча"; я там играю Баха, а Регимантас Адомайтис - Генделя. Бываю я и в Москве, и в Петербурге, где осенью на "Балтийском доме" отдельно будут отмечать мой юбилей. Тот же "Балтийский дом" несколько лет назад устроил мне сюрприз - отпраздновал мою золотую свадьбу. А еще я читал, что канал "Культура" отметит мое восьмидесятилетие. Я не чувствую, что мы отделены. В СССР я ездил в Москву без визы, а теперь с визой. Но визу мне дают годовую, многократную, так что могу хоть сейчас сесть на поезд и поехать. Посольство российское меня на все праздники приглашает... Конечно, заграница это заграница - меня приглашают и немцы, и поляки. Но в Россию езжу чаще.
Если бы вы сами составляли ретроспективу своих лучших фильмов, какие бы картины там оказались?
Попробую... "Никто не хотел умирать", "Операция "Трест" - первый мой большой российский телевизионный фильм, "Мертвый сезон", "Король Лир" - небольшая роль, но большой плюс для меня, "Гойя, или Тяжкий путь познания", "Приключения принца Флоризеля", "Солярис"- сначала не все его поняли, а сейчас он уже по-другому смотрится, особенно после американской версии...
А вам понравился американский "Солярис"?
Нет, не очень. По-другому я смотрю на эту тему. Поначалу для меня тоже не очень было понятно, что хотел сделать Тарковский, но потом я понял. Он был очень глубоко мыслящий режиссер. Если к нему шаблонно подойдешь - сразу и не поймешь.
Сколько у вас всего работ на счету?
Семьдесят одна, с 1959 года и до сих пор. Специально считал для мемуаров, которые сейчас готовят к издательству.
Работа с каким режиссером запомнилась вам как самая удивительная?Третья картина Жалакявичюса "Никто не хотел умирать". Это моя четвертая роль, но первая, которая принесла мне настоящий успех. Я с удовольствием работал и с Саввой Кулишом - к сожалению, мы редко встречались. Они открыли для меня кино. Безусловно, Козинцев... Евгений Татарский был для меня открытием, когда мы начали работать над "Приключениями принца Флоризеля". А если смотреть со стороны на важных для меня режиссеров, у которых я не снимался, то их очень много - и Шукшин, и Кончаловский... ранний.
С кем вам было сложнее всего работать?
С Тарковским. Он был такой оригинал! Никто не мог сделать так, как он. Помню, как он мне показал запретного "Андрея Рублева", и до сих пор я считаю, что это самая лучшая картина, снятая в Советском Союзе. С Тарковским было работать сложно, но и картина получилась абсолютно необычная. Как его трудно принимали в Каннах! Писали все, что философ он хороший, а режиссер никудышный. Сейчас уже не так. С кем ни говори, хоть с шофером обычным, он будет знать, какая у Тарковского самая сильная картина. А работать с ним было трудно.
Вы помните, как в вашей жизни началась актерская профессия?
Мне было пять или шесть лет. Я хотел играть! В школе меня все время брали в самодеятельность, будь то Пасха, Рождество или Новый год. Очень любил быть на сцене. А потом 1 июня 1941 года меня приняли в паневежисский театр учеником - напросился, не так уж меня хотели брать. Так и застрял в Паневежисе. Потом Жалакявичюс пригласил нас сниматься в своей картине "Адам хочет быть человеком", почти весь театр там снимался. Пригласил он меня и во второй фильм, оттуда и пошло. Почему - не знаю. А вообще-то я учился в Каунасе, в ремесленном училище, на керамическом отделении, и даже закончил его.
Выбора "театр или кино" перед вами никогда не стояло?
Мой первый фильм вышел в 1959-м, а в театр я поступил в 1941-м - так какой мог быть выбор? Не было никакого кино, я не мог выбирать. Да я и не выбирал никогда, это меня приглашали. Когда есть сильная режиссерская личность, тут не до выбора - искусство есть искусство. Когда были Бергман, Феллини, Тарковский, я не выбирал. Представьте, зовет БДТ - кто может отказаться играть в театре Товстоногова? А сейчас я бы отказался. Весь этот авангард, которому актер не нужен... Поэтому сейчас я не играю в театре. Нет выбора. Есть или хорошо, или плохо.
Как понять заранее, хорошо или плохо?
Никак! Там, где я думал, что будет успех, был провал, а когда был уверен, что в "Никто не хотел умирать" неудачная будет роль, был успех. В "Мертвом сезоне" меня вообще снимали с роли, будто я не годился... А потом - успех. Так же и с "Приключениями принца Флоризеля". Рисковал я всегда, но шел.
***
Нырнувший в Океан
Донатас Банионис родился ровно 80 лет назад в Каунасе. В семнадцать лет попросился работать в драматический театр в Паневежисе: там и остался. В 1959-м дебютировал в кино. Широкую известность Банионису принес культовый фильм Витаутаса Прано Жалакявичюса "Никто не хотел умирать" (три премии Всесоюзного фестиваля за 1966 год, включая главную). Актер работал как с режиссерами-интеллектуалами - Григорием Козинцевым ("Король Лир", 1970) и Андреем Тарковским ("Солярис", 1972), так и с классиками "жанрового" кино, Саввой Кулишом ("Мертвый сезон", 1968) и Евгением Татарским ("Приключения принца Флоризеля", 1979).