Сегодня гала-концертом завершится IV фестиваль "Ирина Архипова представляет..." Говорят, у нынешнего фестиваля не было особенностей. Но были свои недостатки и достоинства.
Сам факт двух фестивальных премьер - оперы "Аида" и "Реквиема" Верди - следует отнести к достоинствам. Но назвать фестивальную "Аиду" успешной - покривить душой. Впервые наша труппа пела на итальянском. И даже слушателям, не владеющим этим чудным языком, было понятно, что хор зазубрил текст как некую абракадабру. Это выдавало не только невнятность фраз, но испуг на лицах и небывалая напряженность тел артистов хора от первого выхода на сцену до самого финала. Боялись забыть мудреные слова? Наверное, проще выучить язык, чем так страдать.
Можно предположить, что дискомфорта хору добавили костюмы. Впервые артисты появились на публике полуобнаженными. Время и место действа того требовали. Но почему без грима? Где и кто видел таких бледных арабов? Озадачили многих зрителей головные уборы египетских воинов. Золотые шлемы гвардии превратились в подобие кастрюль. Головы другой половины войска были покрыты странными шлемиками телесного цвета, скорее времен Жанны Д'Арк, чем египетских фараонов. Сначала могло показаться, что хор побрили, как новобранцев. Это впечатление разрушили два исполнителя с естественной лысиной. Для них шапочки почему-то не сшили. Таким образом, смысл этой разновидности головных воинских уборов остался загадкой.
Еще одна загадка - отчего летописец (в те времена это были люди образованные и, стало быть, знатные) остался без сандалий? Если он раб, почему не черен, как положено эфиопу?
Однако надо отдать должное хору - вопреки всему он справился с музыкальной задачей. Это отметала Ирина Архипова. Чего не скажешь о солистах. Обладатели хороших голосов и известных имен не прозвучали как ансамбль. В этом вся беда фестивальных спектаклей, о которой говорил постановщик "Аиды" Георгий Исаакян.
Ирина Архипова была не в восторге от второй премьеры фестиваля. После "Реквиема", по словам наших солистов, она довольно строго высказала замечания исполнителям. Говорят, Ирина Константиновна всегда отличалась прямотой, когда дело касалось профессионализма. Не изменила себе и теперь.
А теперь о хорошем. Вопреки всем "но" оперный фестиваль вновь стал музыкальным праздником. На всех спектаклях были аншлаги, что говорит о возрастающей любви к нему зрителей. Челябинцы высказали восторг своим землякам Сергею Мурзаеву (ГАБТ), Борису Стаценко (Германия), Александру Киселеву (ГАБТ), И гостям города-Августу Амонову (Мариинка), Браниславу Ятичу(Сербия), Людмиле Магомедовой, Павлу Черных (ГАБТ)...
А солисты нашей оперной труппы не только слушали коллег, но получили от именитых певцов и помощь, и совет. Наталья Заварзина (челябинская опера) с восторгом говорит о солистке екатеринбургской оперы Наталье Дацко: "Самое радостное событие для меня - встреча с этой прекрасной певицей. Она не подвержена звездной болезни. С удовольствием послушала мою Аиду и дала ценные советы. А ее исполнение партии Азучены привело не только меня в восторг Это просто огромный подарок - слушать таких артистов. А потому фестиваль нам не просто нужен - необходим",