Главная >> 5 >> 18

Волчата учатся вязать. Морские узлы

"В чем суть наложения повязки на голову?", а также "Зачем Петр I в Голландию отправился?" - вот, пожалуй, и все понятные мне вопросы экзаменационного билета. В билете еще порядка 10 заданий, но по их прочтении хочется потребовать переводчика.


Какие-то бом-брам-стеньги и прочая морская абракадабра...


Слава нептунам и остальным посейдонам, это не меня экзаменовали. Это не я в феврале вместе с другими 15 - 25-летними романтиками сгоряча записалась в новый проект фрегата "Штандарт". В течение двух месяцев не я как по часам являлась на эту копию петровского парусника и слушала лекции по медицине, такелажному делу, навигации, лоции и проч. Зато - чего уж там - это не я летом уйду в долгое морское плавание с посещением европейских портов и участием в морских фестивалях.


А пойдет кто-то из этих, в большинстве своем, подростков. Поначалу желающих отправиться в загранку на возрожденном историческом судне было около трехсот. Ага: как только выяснилось, сколь серьезной подготовки это требует, половина "желающих" отсеялась. Осталось примерно 150 человек. Из них в конце концов отберут 60 лучших - они-то в три смены, поочередно, по 20 человек, и будут представлять Россию и Петербург на фестивалях исторических парусников.


Прошлая неделя была экзаменационной: проверяли теоретическую подкованность новобранцев. На причале у Шкиперского протока, подставив физиономии солнцу, сидят "абитуриенты": парни и девчонки, еще два месяца назад друг друга не знавшие. Из разных, что называется, социальных слоев. Да и вообще разные - это особенно заметно по девчонкам: одни - совершенно пацанки, у других маникюрчик не успел пострадать от корабельных работ.


Гуськом по три человека курсанты взбираются по трапу на корабль и ныряют в маленькую штурманскую. Минут 20 готовятся отвечать по билетам. Возятся со схемами корабля. Рядом в гамаке кто-то дрыхнет; этот кто-то имеет мертвенно-бледный лик и на поверку оказывается трогательным чучелом Петра I, таким корабельным сувенирчиком.


Экзамены принимают уже в кают-компании. Экзаменаторов четверо: капитан Мартусь, доктор и два бывалых штандартовца.


- Так в чем суть наложения повязки на голову? - повторяет вопрос доктор Георгий Иванович (в очках, похож на какого-нибудь профессора из передачи "Гордон", только в туристском прикиде; потом уже, на берегу, мне сообщают священным шепотом, что док Руденко специально приглашен, что он очень крутой реаниматолог, занимается медициной катастроф и вообще альпинист, "снежный барс" - все семитысячники покорил).


- Вот вам бинт (доктор протягивает абитуриенту изрядно потертый прежними экзаменующимися моток), вот вам голова (роль головы играет согнутое докторское колено). Наложите повязку.


Курсант превращает ногу Георгия Ивановича в подобие мумии.


- Когда надо делать искусственное дыхание?


- Э-э-э... Ну, если утопление... перегар.


- с готовностью отвечает 15-летний молодой человек.


Док веселится:


- Знали бы вы, курсант, как тяжело делать искусственное дыхание, когда перегар...


- Не-е-е, я имею в виду перегар - когда человек дымом отравился.


...Капитан Владимир Мартусь не слишком огорченно вздыхает: среди новичков девчонок несколько больше, чем пацанов. "Но вообще-то команда, которая подобралась, может горы свернуть. Мы себя еще покажем - впереди строительство следующего корабля, шлюпочные походы, гонки".


На самом "Штандарте" пока не ходили: лед в ковше всего несколько дней назад сошел. Первый выход новичков состоится, вероятно, на майские праздники. А пока сообща будут делать новый бушприт - старый прогнил.