Рано или поздно, но такой праздник просто обязан был появиться в островном музыкальном календаре. Как бы ни сопротивлялись апологеты акустических музыкальных инструментов, но электронная музыка, и прежде всего исполняемая на различного рода синтезаторах, с каждым годом все основательнее входит в нашу жизнь.
И дело совсем не в том, что в последние десятилетия электроорган стал незаменимой вещью для многих развлекательных учреждений и ресторанов, где (вот экономия-то для заведения!) один небесталанный человек без усилий может заменить целый оркестр. Нет, просто в последнее время появилось поколение таких электроинструментов, у которых в результате генерирования, усиления и преобразования электрических сигналов рождается звук, способный изобразить едва ли не все что угодно, включая те самые акустические музыкальные инструменты. Лучшие современные образцы синтезаторов способны насчитывать до тысячи и более тембров. Ну как, скажите, не воспользоваться таким богатством в творчестве?
И не только в творчестве, но и в учебном процессе. Именно так уточнила вопрос "могучая кучка" педагогов ряда музыкальных школ, ставших в истекающем учебном году инициаторами создания специальной секции электронных музыкальных инструментов в методобъединении южной зоны Сахалина.
Так или иначе, но синтезаторы уже несколько лет используются в некоторых музыкальных и других школах области. К примеру, в южно-сахалинской гимназии N 3 несколько лет подряд блистал ансамбль "Канцона", который с помощью современного клавишного инструмента подбирал ключ к секретам старинной европейской музыки. А в центральной музыкальной школе областного центра четыре года назад даже было открыто первое на островах эстрадное отделение, на котором, сами понимаете, без синтезатора ну никак не обойтись...
Думаю, все это и подтолкнуло наших педагогов к идее более пристального взгляда на возможности электронной музыки и, конечно же, на тех, кто сегодня ею занимается. Именно так и появился на свет I южно-сахалинский фестиваль электроакустической музыки, всецело поддержанный (как морально, так и материально) управлением культуры и туризма администрации областного центра.
То, что организаторы фестиваля "не промахнулись", подтвердили первые же минуты праздника. Аншлаговый зал центральной музыкальной школы тепло встречал каждого из юных пионеров-электронщиков.
Самую большую программу подготовили ребята из детской музыкальной школы N 1. Причем педагоги и их воспитанники в своем почти часовом выступлении сделали упор на произведения отечественных композиторов. И их диапазон был весьма широк - от Д. Шостаковича до нашего земляка И. Николаева. Но, думаю, ударным моментом выступления юных музыкантов стало трио... синтезаторов, за клавишами которых стояли Ксения Косарева, Дарина Ким, Вероника Калиберда и Анна Полынина. Ученицы Л. Бородиной с большой экспрессией исполнили свиридовский вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина "Метель" и антракт из оперы Ж. Бизе "Кармен".
Впрочем, каждая из представленных на фестивале программ порадовала своим "коньком". Исполнители из музыкальной школы N 2, которых готовили В. Вереникин и Е. Машкина, в своем мини-концерте напомнили об электронной классике - "Тико-тико" С. Абреу, "Парадизе" Д. Джоэла, представили жизнерадостную композицию Э. Градески "По дороге домой из школы".
Если же говорить о юных музыкантах из гимназии N 3, то они представили слушателям своеобразный коктейль из русской и зарубежной музыки, в котором органично сосуществовали и "Прелюдия фа-минор" И. Баха, и фантазии на темы Д. Эллингтона, и сумасшедшие "Буги-вуги" М. Шмитца (здесь просто блеснул четвероклассник Илья Ан), и сегодняшние российские авторы. Надо отдать должное этому учебному заведению, педагоги которого стараются всегда работать в тесном контакте, поддерживая друг друга. Вот и на минувшем фестивале бок о бок с учениками пианистов И. Гоборовой и Т. Кочубей выступали воспитанницы педагога по вокалу Т. Зайковской. И при этом в очередной раз продемонстрировали, насколько они свободно чувствуют себя на большой сцене.
Завершающим и, бесспорно, очень запоминающимся аккордом фестиваля стало выступление хозяев сцены. Ведомые своим педагогом Леонидом Шевченко, ребята из центральной музыкальной школы на деле показали, чем же хорошо и сильно именно эстрадное отделение. Это во-первых. А во-вторых, продемонстрировали, насколько богат может быть язык электронной музыки. В их своеобразный коллаж отдельными фрагментами вплелись произведения Х. Тизола, Д. Брауна, К. Вайля, С. Стоуна, других авторов. Согласен, многие из этих имен широкому слушательскому кругу мало что скажут, но вот стоит зазвучать их сочинениям - и тот же слушатель готов по-американски выдыхать: "Вау!". А все потому, что это тоже уже классика. Часто звучащая с теле- или киноэкрана, узнаваемая на слух и приятно ласкающая его.
Кстати, о популярности синтезатора в этом учебном заведении говорит и тот факт, что в фестивале с удовольствием приняла участие и одна из наиболее одаренных юных пианисток Дальнего Востока Катя Протасова. Она исполнила "Облака" Б. Иноу и уже в содружестве с Игорем Крюковым и скрипачкой Златой Кедич - композицию "Salsa" Т. Рениса.
К слову сказать, на концерте прозвучало немало дуэтов синтезатора с акустическими инструментами (потому-то фестиваль и определили как электроакустический). И эти сочетания лишь подчеркивали богатые возможности электроники.
Думаю, определенный вес новому детскому фестивалю придало и участие в нем некоторых педагогов. Согласитесь, выступать на сцене рядом с учителем - это всегда волнительно и ответственно. Кстати, новый музыкальный праздник как раз и завершался таким выступлением. Вместе с ребятами в составе школьного эстрадного ансамбля играли клавишник (он же - руководитель эстрадного отделения ЦМШ) Леонид Шевченко, электрогитарист Юрий Хиль и саксофонист Юрий Суворов, зажигавшие слушателя популярными ритмами все той же зарубежной эстрады.
А еще минувший фестиваль стал площадкой для дополнительного общения коллег-преподавателей. И, думаю, им было о чем поговорить. С этого года занятия на синтезаторе вошли в учебные программы уже четырех музыкальных школ Южно-Сахалинска. Уверен, есть интерес к новому делу и в других учебных заведениях так называемого дополнительного образования.
- Тем более что для синтезатора нет практически никаких границ, - считает Леонид Шевченко. - И фестиваль с его разнообразной программой убедил в этом, думаю, многих. А ведь русская и зарубежная классика, джаз, современная эстрада - это далеко не все, в чем можно экспериментировать. Было бы интересно услышать на аналогичном фестивале и опыты народников. Тем более что когда-то в уважаемой школе искусств "Этнос" такие любопытные эксперименты уже проводились... Так или иначе, наш фестиваль - это проба пера, попытка привлечь внимание к электронной музыке и решить те проблемы, которые то и дело возникают в ходе каждодневной учебы. Как у наших детей, так и у нас самих.
А таких проблем и вопросов немало. Потому что не хватает специалистов, подкованных в этом деле на все сто. Потому что неимоверно сложно искать нотный и другой материал... Впрочем, об этих, а то и еще больших трудностях вам расскажет на Сахалине и Курилах музыкант-педагог по любой специальности. Но означает ли это, что надо опускать руки?
Ничуть. По крайней мере, члены секции электронных музыкальных инструментов убеждены, что таким фестивалям - быть. Может, и не каждый год, но обязательно быть, ибо их необходимость они теперь ощутили наглядно.
Ну, а если помечтать о будущих электромузыкальных вечерах, то почему бы их не провести в прекрасном с точки зрения акустики зале южно-сахалинского католического собора? Вы можете представить, как божественно под его сводами будут звучать произведения И. Баха,
С. Франка, Ф. Листа, А. Гедике и других сочинителей органной музыки? Я - могу.