Для соскучившихся по театральным действам зрителей III международный фестиваль театров кукол "Оренбургский арбузник" стал в конце сентября долгожданным и радостным событием. Приуроченный к 15-летию оренбургского муниципального театра кукол "Пьеро", этот праздник стал двойным. Все билеты на спектакли были проданы задолго до начала фестиваля. Практически каждая постановка игралась дважды - сначала ее смотрели дети, а уж потом весь фестивальный люд.
За пять лет существования "Арбузника" его родоначальникам - руководителям "Пьеро" Александру и Марине Яриловым - удалось создать лицо фестиваля, что, по словам критика из Санкт-Петербурга Арины Шепелевой, в наше время сделать не так просто:
- Оформление (многочисленные арбузы для угощения и украшения), атмосфера, в которой принимают гостей, дружеская обстановка, царящая в театре, превращают фестиваль в добрый праздник. Огромный плюс для "Арбузника" и то, что он не конкурсный. Распределение мест все же несколько сковывает обсуждение, когда театру можно дать совет и указать на недочеты.
В гостеприимный и уютный оренбургский театр "Пьеро" в этом году съехались кукольники семи стран мира - России, Белоруссии, Казахстана, Украины, а также Германии, Австрии и Швейцарии.
У оренбуржцев была уникальная возможность увидеть спектакли европейских театров. Из бесед с иностранцами стало ясно, что их театральный мир в значительной мере отличается от российского. Большинство кукольников ведут независимую от театра творческую жизнь, объединяясь во временные труппы и приглашая на спектакль режиссеров. Само присутствие на фестивале зарубежных гостей стало возможным благодаря сотрудничеству организаторов "Арбузника" с благотворительным фондом "Евразия".
По-прежнему продолжается дружба "Пьеро" с казахстанскими кукольниками. В этом году в фестивале приняли участие театры из Актау и Актюбинска, показавшие спектакль "Про лису, зайца и петуха" и "О, Алдар" по мотивам казахских народных сказок.
Нынешний кукольный праздник напоминал калейдоскоп из интересных, непохожих друг на друга постановок. Спектакли разных настроений, содержаний и форм, в которых были использованы марионетки, перчаточные куклы, элементы театра теней, диковинные рисунки на песке и поделки из бумаги. Театры из городов Ровно (Украина) и Набережные Челны (Татарстан) обратились к библейскому сюжету и попытались поэкспериментировать в стиле вертепа.
Для самых маленьких зрителей был показан задорный спектакль ивановского театра "Веселые уроки", на котором ребятишек учат рисовать, считать, читать и видеть в привычных вещах невероятных персонажей. Пожалуй, самой теплой, домашней постановкой на фестивале был спектакль швейцарки Маргрит Гизин "Мими и Брумм празднуют", рассказывающий о закадычных друзьях мышке и медвежонке, для которых каждый день - праздник под названием "Сегодня".
Ребята постарше с интересом следили за приключениями "Красной Шапочки" (Нижегородского театрального училища им. Е. Евстигнеева), немецкой "Мыши-попрыгушки" и оренбургской маленькой ведьмы из спектакля областного кукольного театра "Экзамен для Гретхен". А премьеру прошлого сезона театра "Пьеро" "Дюймовочка" и московский спектакль "Rachmaninoff's hands" с удовольствием смотрели не только дети, но и их родители.
Отличительной чертой "Арбузника" было именно то, что часть из привезенных спектаклей была ориентирована на взрослого зрителя. Такими постановками на фестивале были "Дважды давным-давно" (Австрия) и спектакль в традициях кукольного кабаре, посвященный деятелям искусства ХХ столетия "Чай на двоих" (Беларусь).
Фестиваль завершился грандиозным цирковым представлением кукольника из Санкт-Петербурга Виктора Антонова, ставшим финальным мажорным аккордом пятидневного праздника.А новые завязавшиеся на фестивале знакомства и деловые контакты дают надежду на богатый урожай "арбузников" в будущем.