Объявлены очередные номинанты на соискание кинематографической премии "Ника". В Москве продолжается фестиваль спектаклей, выдвинутых на национальную театральную премию "Золотая маска". При всей бомондности данных событий они явно несут на себе печать некоего стабильного положения дел в отечественной культуре. Хотя бы потому, что 23 апреля вручат золотые статуэтки "Ники" лучшим кинематографистам страны уже в семнадцатый раз. У "Золотой маски" "всего лишь" десятый сезон от роду. Тем не менее в регулярности и ожидаемости появления на горизонте столь громких культурных акций есть своя прелесть. Мы ждем праздника, и мы его получаем. Хотя и у "Ники", и у "Маски" есть свои проблемы. Но нынче не хочется рассуждать о грустном. Весна и настроение требуют положительного пафоса.
Театралы могут наслаждаться (особенно те, кто живет в столице нашей Родины): пиршество впечатлений от разных форм и жанров всех видов сценического действа им обеспечено. Отрадно, что в этой игре вкусов и амбиций сильно по традиции и присутствие театрального Петербурга. Неизменный Додин соседствует рядом с другими, менее классичными коллегами. Хотя жаль, что вынужден был отказаться от участия в фестивале и, следовательно, в борьбе за награды Мариинский театр. Но мы-то и так знаем, что он - лучший в своем деле. Не в этот сезон, так в следующий Валерий Гергиев это докажет со всем своим темпераментом маэстро и мощью менеджера.
В кино ситуация складывается немного другая. На периферию борьбы за "Ник" оказался отодвинут "Бедный, бедный Павел" Виталия Мельникова, уже получивший своих "Золотых орлов". Зато выдвижение новой картины Станислава Говорухина "Благословите женщину" выглядит как знак здорового консерватизма членов академии, вновь возглавляемой Эльдаром Рязановым.
Радует и то внимание, которое было оказано самой знаковой ленте ушедшего года - "Русскому ковчегу" Александра Сокурова. Не может не обратить на себя внимание и лидерство по числу номинаций "Магнитных бурь" Вадима Абдрашитова. Их у картины семь. Не попал в соискатели звания лучшего фильма года шумно разрекламированный "Бумер" Петра Буслова, хотя самого режиссера можно встретить в числе претендентов на звание лучшего по данной профессии.
Привычно борется за самые высокие награды "Возвращение" Андрея Звягинцева. Присутствует и "Коктебель", у которого, на мой взгляд, нет никаких шансов стать лучшим. Могут спутать карты "Старухи" Геннадия Сидорова. Но здесь мы начинаем гадать на кофейной гуще. Лучше набраться терпения.
Остается порадоваться и набору ярких актерских работ, выдвинутых в соискатели "Ник": от Инны Чуриковой и Олега Янковского до Евгения Гришковца и Светланы Ходченковой. Вполне резонным выглядит и решение академии вручить почетных "Ник" режиссеру Петру Тодоровскому и историку кино Марку Заку. Словом, праздник кино, как и праздник искусства Мельпомены, - на пороге. Нам осталось только их встретить с улыбками на лицах. Ведь в обоих случаях это праздники для зрителей.