Фестиваль туризма отгремел в Томторе. О том, что там происходило, мы подробно сообщали в ежедневном номере в начале недели. На этот раз решили сделать акцент на том, что осталось за кадром. Признайтесь, это тоже интересно.
Подготовка
Активная подготовка к фестивалю началась за месяц. Однако приглашения на праздник отсылались потенциальным гостям в течение года. Презентационные диски и материалы раздавались как на крупнейших туристических выставках JATTA в Японии и ITB в Германии, так и на Днях Якутии в МИД РФ. Потенциальные поставщики туристов интересовались, запрашивали информацию, но как такового выхлопа не произошло. Представители ряда турфирм уверяют, что этот процесс крайне длительный. Для того, чтобы пригласить туристов и знатных гостей, описание, стоимость и сроки туров должны быть готовы минимум за полгода. У нас же эта информация, как правило, появляется за месяц, что крайне возмущает привередливых туристов, привыкшим все планировать заранее.
По указанной причине в фестивале приняли участие не так много гостей из-за рубежа и других регионов России. Удалось пригласить официальную делегацию Китайской Народной Республики, но благодаря тому, что в Китай - отправилась правительственная делегация Республики Саха. Исключение составили представитель фирмы "Olympia Reisen" (Германия) и Сугияма-сан, директор "Japan Falcon" (Япония). Они - давние партнеры.
Так или иначе фестиваль - это мощная пиаркомпания. И, несмотря на количество гостей, своей цели она достигла.
До ее проведения крайне не хватало фотоматериалов для рекламных проспектов и презентационных дисков. Этот спрос решили-таки удовлетворить. Минпредпринимательства изыскало средства и отправило на фестиваль известного фотохудожника Валерия Баева. Свою работу он сделал: запечатлел на пленку зимние пейзажи, Санта-Клауса, обнимающегося с детьми, местную экзотику, быт и многое другое. Теперь дело за изданием.
Другой проблемой, которую стоило решить непременно, было отсутствие подробного описания трассы от Якутска до Томтора. Этот пробел восполнит уже известная в республике питерская команда велосипедистов "Бивак Эсктрим". Достигнув Полюса холода на железных конях, они как никто другой смогли прочувствовать дорогу. Чуть ли не каждый камушек, каждый угол, поворот и склон. И отведать блюда в харчевнях, встречающихся по дороге. Как сообщил руководитель группы Илья Гуревич, он сам лично намерен сделать путеводитель и заняться размещением полезной информации в туржурналах и Интернете. Заодно готов вручить свою работу и якутянам.
Слухи - средство пиара
Наверняка каждый якутянин, кто хоть как-то следит за информацией, слышал о том, что на фестиваль "Полюс холода" приглашали Арнольда Шварценнеггера. Как сообщили некоторые представители турфирм, о попытках пригласить губернатора Калифорнии сообщалось на одном из многочисленных совещаний Министерства по делам предпринимательства, развитию туризма и занятости РС(Я). Причем из уст вышестоящих руководителей стало известно, что голливудская звезда прислала даже письмо с отказом ввиду своей загруженности. Было так или нет, неизвестно. Зато подобного высказывания на рабочем совещании было достаточно, чтобы о приглашении узнал весь город, а впоследствии и вся республика. Сами работники турфирм утверждают, что самая лучшая реклама - это личное свидетельство. Именно так, например, раскручивался в начале комплекс "Даймонд парк", где первый банкет был бесплатно организован для турагентств.
Как говорится, в пиаре все средства хороши, лишь бы имя звучало и было на слуху.
Соперничество
Побывав в Оймяконском улусе, заметил один явственный факт. Оймякон и Верхоянск борются за право называться самой холодной точкой в северном полушарии. Они считают, что именно в их населенных пунктах была зарегистрирована самая низкая температура.
Примечательно, что изначально фестиваль "Полюс холода-2004" должен был проходить именно в трех поселках. Начало - в Оймяконе, основные гулянья - в Томторе, а завершение - в Верхоянске. С этой целью Техническим центром ЯГУ был разработан проект "Автоуниверсиада": от Якутска до Верхоянска должна была отправиться целая вереница машин, делая остановки в Оймяконе и Томторе. Но по каким-то причинам в последний момент спонсоры и Минтуризма отказались от этой программы. Казалось, что проект на грани срыва. Однако устроители автопробега нашли партнера в лице ЗАО "Колми-95". Автоуниверсиада превратилась в автоэкспедицию, которая стартовала 26 марта. При этом цели поменялись: никакой культурной программы, лишь проверка "Хантера", новой модели "УАЗа". Кстати, по пути участники экспедиции не стали заезжать на праздничные мероприятия в Томтор.
Кстати, в эти выходные Верхоянск проводит свой фестиваль "Полюс холода", но без Санта-Клауса. У финского дедушки обязательства перед Минпредпринимательства.
Соперничество присутствует и между Томтором и Оймяконом. Но уже в другом ракурсе. Вопрос стоит так: где именно проводить основные мероприятия торжества зимы? Примечательно, что символическая стела Полюса холода и снежный вариант Быка зимы есть и в том, и другом поселке. Удивляет то, насколько сильно различается отношение администраций поселков к мероприятию. Например, в вопросе оформления улиц. Если в Оймяконе разноцветные флажки висели практически на каждой улице, то в Томторе они наблюдались возле места проведения народных гуляний. Если в Оймяконе стояли мини-биллборды с надписью "Полюс холода-2004", то в Томторе ничто не говорило о происходящих событиях. Словом, оймяконцы мечтают о большом празднике. Они говорят, что томторцам повезло. У них красивые пейзажи, что не скажешь об окрестностях Оймякона, где лес кругом и только.
В принципе, если судить с точки зрения обывателя, то чем больше фестивалей, тем лучше. Проводите праздники кто как может, зарабатывайте деньги кто как сумеет. Главное - чтоб людям было празднично на душе и все было на достойном уровне.
"Интересное" отношение людей
Конечно, хорошо то, что местным жителям представилась возможность заработать деньги. Но иногда надо знать меру. Оленеводы, которые должны были встретить Санта-Клауса в аэропорту и отвезти торжественно его в поселок, видать, так сильно обрадовались приближению праздника и заработка, что решили хорошенько принять на грудь. В итоге они проспали прилет финского гостя, и потом мало кто из детей хотел кататься на их оленьих упряжках. Уж слишком грозно они выглядели, да и олени не слушались своих хозяев. Когда тележурналист подошел к ним с вопросом: "Можно вам задать вопрос о вашем отношении к празднику?", северный человек отрезал: "Прокатись, заплати, а потом снимай меня на камеру!"
Кстати, администрацией Томтора крайне неудобно была обустроена открытая площадка, где проводились основные мероприятия. Надписи "Welcome" и "The Pole of Cold" были сделаны непрезентабельно - из грязного снега. Территория для парковки машин не была очищена, "уазики" то и дело закапывались в снег. Пять- семь машин могли застрять одновременно. Водители негодовали трехэтажным матом.
Экзотические факты
В Томторе дети занимаются экстремальным спуском с гор. Вернее с одной горы, у которой резкий спуск, а высота с двадцатиэтажный дом. Удивило то, как они это делает. Садятся на пятую точку и просто съезжают. Посадка получается мягкой благодаря лавине, которая образовывается при их спуске.
В Томторе интересно гоняться за якутскими конями. Особый азарт обнаружили фотографы из столичных журналов "ТурБизнес" и "Отдых России". Наши кони показались им экзотичными, но слишком дикими. Каждый раз, когда москвичи приближались к ним, те поворачивались задом и, скакали галопом. Однако они нашли выход: один кричит, а другой фотографирует сбоку и получает идеальную картинку - бегущего по сугробам якутского коня.
Теперь московские фотокоры призадумались: им рассказали, что в мае на лошадей нападают дикие медведи, изголодавшиеся после долгой спячки. В месяц на одном участке охранники-коневоды убивают по 18-20 косолапых. Кстати, до недавнего времени местные жители не знали, как избавиться от шкур убитых шатунов (в городе за одну предлагают всего тысячу рублей, томторские экземпляры не слишком уж большие размером). Теперь же на горизонте появились иностранные туристы. В прошлом году одному американцу, например, удалось продать шкуру за 16 тысяч. Спросом пользуются также клыки мохнатого зверя.
Еще в Томторе красивые пейзажи: куда ни посмотри, везде на горизонте виднеются верхушки гор. И все. Надеемся, что с появлением резиденции Санта-Клауса и развлекательных комплексов в тех краях станет еще веселее и интереснее.