Желание рассказать о каком-то человеке часто накапливается постепенно. Приходит день, и это желание вдруг перерастает в необходимость. И начинаешь судорожно искать событийный повод для публикации. К счастью, повод оказывается тут как тут. Мы свалились на голову заслуженной артистки России актрисы театра кукол Галины РОМАНОВОЙ без всякого повода. Оказалось, что она в этом театре 35 лет. Но повод поводом, а важна причина, как учили нас на уроках истории. А причина такая, что Галина Ивановна, прирожденная актриса театра кукол, верно и преданно ему служит, а наша газета ни разу о ней не рассказывала и не давала ей возможности рассказать о себе.
На стене в кабинете главного режиссера среди различных экспонатов фотография, на которой наш знаменитый земляк Владимир Машков рядом с Галиной Ивановной. Фотография сделана два года назад, когда Владимир приезжал в наш город. С него мы и начали наше интервью.
- Галина Ивановна, что это за легенда о том, что вы - первая любовь Машкова? Он так много говорил об этом в свой последний приезд.
- Если бы я эту легенду раньше знала, может быть, я бы иначе к ней отнеслась. Его публичное признание два года назад было для меня неожиданным откровением, и я смеялась и думала: приятно, черт возьми, знаменитость все-таки. А пришел он к нам в театр как сын нашего главного режиссера тогда Натальи Ивановны Никифоровой, когда ему было шесть лет. И рос в театре. Я снегурочек играла на протяжении семнадцати лет. Вот, наверное, тогда на него и произвела впечатление.
- Редко какая девочка не мечтает быть артисткой, и уж каждая играет в куклы. Но вот артисткой театра кукол не многие хотят быть. Как это у вас произошло?
- Я родилась и школу закончила в Киселевске. И театр кукол из Кемерова единственный раз приезжал. Хорошо помню, показали они сказку "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Мне почему-то одна картинка из спектакля запомнилась. Аленушка сидит на берегу озера, плачет. А так было все ярко и живо. Но в театр кукол я попала, завалив экзамены в институт искусств во Владивостоке, я поступала учиться на драматическую актрису. Уезжать из Владивостока не хотелось, а в это время объявили набор в студию при театре кукол. И я пошла. Педагоги были те же, что и в институте, и предметы те же самые - мастерство актера, сценречь, сцендвнжение, вокал. А когда стали знакомить с куклой, я настолько ею заразилась, что о судьбе драматической актрисы перестала мечтать, даже когда приглашали в театр драмы, не пошла. Знаете, кто хоть раз возьмет куклу в руки и по-настоящему почувствует, что может ее оживить, не расстанется с ней. В общем, я взяла куклу, и она стала жить у меня. Для меня это была новость. Во Владивостоке я проработала год, но заболели мои родители, и, уехав к ним в отпуск, я уже не вернулась на Дальний Восток. Узнала, что в Новокузнецке есть театр кукол. Меня взяли актрисой.- В драмтеатре актрисы амплуа травести играют мальчишек и девчонок лет до тридцати, а потом переходят на характерные роли. А в "куклах" как?
- Я вам сейчас один пример приведу. Как раз Наталья Ивановна Никифорова была режиссером. Я благодарна судьбе, что именно с ней начинала свою актерскую деятельность. Жесткая она была, но классная. Могла добиться всего даже от начинающего актера... Так вот, когда мне было 22 года, Наталья Ивановна дала мне острохарактерную роль царицы подземного царства Гулаев в сказке "Легенды старого комуза". Киргизский эпос. А до этого я играла Петушка в спектакле "Иван - крестьянский сын" и еще была ролька - Петрик в спектакле "Голубой щенок". Это, кстати, был первый мой спектакль в этом театре, и я за эту роль получила премию - поездку в санаторий местного значения. Так что перехода на возрастные роли у нас нет. Характерная роль дает ощущение особое. Когда ее работаешь, открываешься с другой стороны. И здорово, когда актер молодой, а уже познал и то, и другое.
- Помню, как на какой-то репетиции в перерыве вы взяли в руку куклу, как живое существо, котенка или даже человечка. И кукла сразу ожила. Это далось вам сразу или вас научили этому?
- Нет, этому научить нельзя, к сожалению. Можно поставить голос, научить двигаться, владеть своим внутренним аппаратом. Но оживить куклу - это, простите, от Бога.
- Но все-таки как это происходит?
- Проигрываю внутри себя и передаю на куклу каждый жест, как бы я это сделала. Это уже подсознательно, и на это внимание не обращаешь. Кукла передает то, что ты хочешь высказать. В этом волшебство театра кукол. Наверное, этим меня он столько лет и держит.
- Вам не обидно, что ваше лицо то за ширмой, то за маской?
- Вот таких обид никогда не возникало, потому что я никогда не думаю, красивая я или некрасивая, когда на сцену выхожу. Мысль одна - как сделать роль. Иногда боюсь ужасно, иду на первую репетицию, и душа трепещет, как заячий хвост.
- Чего боитесь?
- Первого выхода на сцену, потому что каждая роль - испытание. А вдруг не получится? Тем более, когда за плечами и столько лет, и звание, и прочие награды... Стыдно будет, если роль не получится.
- А сколько их было?
- Двести с лишним спектаклей, в каждом по три, четыре и пять ролей. Вот и считайте.
- Все помните?
- Нет, конечно. Но если куклу в руки возьму и текст, невольно интонация вспоминается.
- Сколько же надо интонаций?
- Ну, иногда они повторяются. Конечно, наш режиссер беспощаден. "Найдите новую окраску! Найдите новую окраску", - только и слышишь.
- Но Самойлов - ваш муж. Все равно беспощаден?
- Да еще больше, чем ко всем другим. Все хоть могут дома отдохнуть, а у нас и дома все продолжается. А ведь договаривались - не говорить о театре, переступая порог дома. Но не получается.
- У вас театр и быт гармонично соединяются или театр все забирает?
- Нет, нет. Я не хочу, чтобы театр забирал все. У нас внучка. Ей пять лет. Это же праздник - общение с ребенком.
- Что больше всего запомнилось в этом году?
- Не так давно мы вернулись с международного фестиваля, куда возили спектакль "Исповедь". Можете представить, зал стоя аплодировал двадцать минут. У меня в жизни такого счастья не было.
Ярослав Беляев (фото).