Послесловие к фестивалю
Неделю в Екатеринбурге продолжался праздник сценического искусства - Всероссийский фестиваль "Реальный театр".
Безусловно, событием фестиваля стали два спектакля. Первый из них - "Manenbad", который представила студия драматического искусства из Москвы, художественный руководитель - известный мастер Сергей Женовач. Спектакль, который мы увидели на фестивале, поставил режиссер Евгений Каменькович. Второе событие - "До свидания, Золушка", место рождения - экспериментальная сцена театра "Балтийский дом" в Петербурге, постановщик - режиссер Анатолий Праудин. На сцене нашего ТЮЗа он в свое время поставил спектакли, ставшие этапными в истории коллектива.
Казалось бы, в основе совсем разный литературный материал. Москвичи, а это совсем юные артисты, недавние выпускники Сергея Женовача, играют спектакль по роману в письмах Шолома-Алейхема. Как сказано в программе - "36 писем, 12 записок и 42 телеграммы". "Золушка" - это фантазия на темы сказки.
Конечно, сразу узнаются мотивы киносценария Евгения Шварца, по которому был снят легендарный фильм. И все-таки обе работы объединяет что-то очень важное. Никаких тебе режиссерских изысков ради желания удивить, никаких видимых театральных "швов". Хотя сделано, безусловно, первоклассно!
Оба спектакля необычайно легки, внутренне изящны и умны. Кстати, урок для современного театра: умный спектакль совсем не значит - скучный, что обе работы блестяще и доказывают.
Какие страсти кипят в "Marienbad"e! Брачные аферисты плетут интриги, мужья задыхаются от ревности, жены упрекают мужей в подозрительности Письма, словно шарики для игры в пинг-понг, буквально летают из курортного городка в варшавский квартал Налевки, создавая некую круговерть, веселую и грустную панораму жизни, в которой все полосочками, светлые дни сменяются темными, и всегда так хочется верить, что светлых дней будет больше.
Когда в спектакле Анатолия Праудина появляется худенькая девушка в забавных очочках, догадываешься, что это и есть она, Золушка. А потом думаешь, а почему она не может быть именно такой? Ведь жизнь-то у героини любимой сказки совсем не сладкая, просто мы привыкли к прочным штампам.
Нам предлагают хотя бы на какое-то время стать участниками игры, независимо or возраста, раскрепоститься, пофантазировать, во что весь зрительный зал с удовольствием и включается уже через каких-нибудь пять минут. В спектакле все построено на "перевертышах". Одна деталь, и персонаж превращается уже в другое действующее лицо: милейший Король - в гонца в семимильных сапогах, Паж - в Принца.
Ох уж этот Принц, такой симпатяга! Одет в защитный жилет, прямо байкер с соседней улицы, а еще он где-то сражался, потому и с военным костюмом никак не может расстаться. Или сцена полета Золушки и Принца на воздушном шаре, который тоже только в воображении. Однако мы все понимаем и чувствуем, как зарождается любовь.
Чего было мало на "Реальном театре"? Спектаклей для детей. Но это уже не просто грустная традиция, а скорее отражение тенденции театральной действительности. Мало и современных пьес, что тоже наводит на определенные размышления.
Новосибирский театр "Глобус" играл "Мою Марусечку" по повести молодого прозаика Александры Васильевой. Режиссер из Москвы Марина Брусникина известна как раз тем, что работает в жанре литературного театра, переводя на сценический язык прозу.Недавняя эпоха, история Маруси - маленького человека, трогательного, мужественного и несчастного Почему она так быстро начинает казаться вторичной, а трогательность переходит в столь густую умилительность, что и неловко как-то становится? Повествование об одном человеке разложено на разные голоса, несколько актрис играют состояния, периоды жизни одной героини, но режиссеру не всегда удается найти точные приемы, и внимание падает.
Расстроило и "Марьино поле" в постановке тюменского театра "Ангажемент". Автор пьесы - драматург Олег Богаев, наш земляк, он популярен, много ставится. "Марьино поле" - одно из его последних произведений. Богаев в своих пьесах тяготеет к фантасмагории, краскам трагикомедии, приметы жизни у него замешаны неожиданно, прошлое и настоящее переплетено. Тюменцы же взяли только одну сюжетную линию - историю о старухе Марье и ее подругах, отправляющихся искать своих мужей, не вернувшихся к ним с фронта. В результате - достаточно одноплановое повествование, подготовленное, видимо, наскоро к знаменательной дате, ничего нового для зрителя не открывающее.
Ну а как же выглядели "наши"?
Екатеринбургский театр юного зрителя показал два спектакля. Первый - "Стойкий оловянный солдатик", это и был в программе фестиваля как раз единственный спектакль для детей, да еще музыкальный. Режиссер Вячеслав Кокорин. Второй - "Укрощение строптивой" Шекспира.
Николай Коляда показал в своем театре гоголевского "Ревизора" в собственной режиссуре. Спектакль, как всегда у Коляды, спорный, как раз на таких критики оттачивают шпаги оценок. На сей раз они оказались вполне доброжелательными. Хотя и в спорах нет ничего плохого, без них в искусстве и движения вперед не бывает.