Они играют вместе уже пять лет. Четыре увлеченные музыкой девушки: Татьяна, Наталья, Елена и Олеся. Две скрипки, альт и виолончель. По мнению музыкантов, это самые сложные инструменты, но мои героини исполняют на них классические произведения легко и вдохновенно. Этому предшествует огромный труд. Монотонные, ежедневные многочасовые занятия и репетиции продолжаются до тех пор, пока каждый звук не будет отточен до совершенства. Поверьте, стоит послушать, как играет тюменский струнный квартет "АМАТИ".
Классика мобильных телефонов
Началась история квартета, как и многие великие дела, вполне банально. Одно время девушки занимались вчетвером, чтобы сдать экзамен по этому виду музицирования. Тогда они были студентками Тюменского колледжа искусств. Но вскоре стало ясно: процесс совместного творчества превратился для них во что-то гораздо более значительное, чем один из разделов учебного плана. Им нравилась классическая музыка, было интересно вместе. Они хотели добиться успеха, верили в свои силы. Для каждой серьезная академическая музыка была самым любимым и важным делом в жизни.
После рождения "АМАТИ", кроме умения играть слаженно вчетвером, им предстоял очень непростой этап - психологическая совместимость, когда совершенно разные характеры, темпераменты, привычки нужно изменить, сделать удобными для одного музыкального организма, где общий вздох во время исполнения, где звук одного смычка не громче и не тише остальных.
Говорят, эта задача - нелегкая для всех музыкальных коллективов, и даже самые талантливые распадаются из-за того, что отдельная личность не смогла стать частью целого.
- Вы не представляете, как это было сложно, ведь мы абсолютно разные.Но постепенно, как говорится, притерлись друг к другу, и получилось нечто вроде мозаики, взаимодополнения... И, оказалось, это очень удобно для работы.
Татьяна считается из них самой ответственной и требовательной. Ее критичность держит коллектив в постоянном тонусе. Елена - общительная, энергичная. Все, что делает, старается довести до блеска и совершенства. Наташа - пунктуальная, объективная и рассудительная. Обычно именно она урезонивает во время споров: подождите, давайте спокойно все обсудим... У Олеси - удивительное чувство юмора, которое спасает от хандры...
Сейчас, когда они провели вместе столько времени, можно обходиться на выступлениях и концертах без слов - общение происходит на уровне интуиции, или то, что нужно услышать, читается во взгляде.
- Классическая музыка - это особый мир, который для многих непонятен, неинтересен. Вас это не обижает?
- Основная масса людей не готова к восприятию такой музыки. Так было всегда. Но в последнее время и в академической музыке появилась своеобразная "попса" - на Западе ее называют музыкой мобильных телефонов. Хорошо это или плохо - спорный вопрос, но пусть хотя бы таким образом происходит популяризация великих произведений.
Нужен ли нам аристократизм?
- Несмотря на более чем скромный достаток, который в России имеют даже лучшие классические музыканты, вы часто улыбаетесь, выглядите счастливыми и, похоже, не собираетесь изменить Моцарту, Вивальди и Шостаковичу?
- Нет, нам очень комфортно с ними. Конечно, материальная сторона огорчает, зато искусство - высокое, настоящее - приносит огромное удовлетворение. И еще благодарность зрителей, их восхищенные, восторженные взгляды...
Все эти годы путь к успеху, к признанию для этого небольшого коллектива был очень непрост, рассчитывать приходилось только на свои силы. Да и сейчас ситуация не намного легче. Самый актуальный вопрос на сегодняшний день - найти средства на учебу. Остался последний, пятый, курс в Уральской государственной консерватории.
Девушки бесконечно признательны ее преподавателям за неравнодушное, неформальное отношение к учащимся. С одним из профессоров консерватории, Сергеем Федоровичем Пешковым, удивительным, редким по образованности и интеллигентности человеком, мы беседуем перед его занятиями с "АМАТИ" по квартетному исполнению. Первый вопрос - о его призвании, которое столь очевидно:
- За что я люблю классическую музыку? Она произошла в аристократических кругах, в эпоху Возрождения, и поэтому обязывает к изысканным манерам, возвышенности, галантности...
- Значит ли это, что она для узкого круга особо избранных?
- В этот круг может попасть при желании каждый из нас. Например, я сам из простой семьи и много раз пытался своих братьев, которые работают водителями, привести в концертный зал. Они долго упирались, но однажды все же пришли на Бранденбургский концерт, где под конец исполнения заснули. Но зато как потом зауважали себя, рассказывали всем, где они были! И попросили меня сводить их еще...
- Начали понимать классическую музыку?
- Вы знаете, почему-то многие думают: зачем идти на концерт, если я ничего в этом не понимаю? А ее не надо понимать, ее надо слушать. Это как иностранные языки: чем больше слушаешь, вникаешь, тем интереснее становится.
Сегодняшние состоятельные люди пытаются ходить в филармонию. Это становится престижно. Ничего, что они там порой зевают, забывают выключить мобильные телефоны, чего никогда не случается на Западе. Пусть пока аплодируют между частями, не зная, что это не принято, потому что сбивает дирижера, выводит его из определенного настроя. Главное, что мы начинаем выбираться с того дна, куда опустились ниже некуда...
Если замуж, то за шейха
- Молодежи сегодня много в концертных залах? - спрашиваю у Сергея Федоровича.
- О других городах не скажу, а в Екатеринбурге начиная с 96-го, 97-го года - много, очень много. И среди тех, кто слушает, и среди тех, кто выступает.
У вас в Тюмени есть несомненные звездочки в музыке - например, струнный квартет "АМАТИ". Если на него обратят внимание власти или представители бизнеса, помогут выйти на широкую аудиторию, дадут возможность выступать на престижных конкурсах, музыкальных фестивалях - это, несомненно, украсит ваш город, придаст ему аристократизм...
Классика - это то, по чему меряют любое государство. Нельзя, чтобы в цивилизованном обществе талантливые люди остались незамеченными. Великое искусство надо подогревать. Тем более что его исполнители менее практичны, менее приспособлены к реальной жизни, - считает профессор Пешков, но на протяжении веков ситуация с поддержкой одаренных людей в России меняется несущественно...
Чтобы добиваться высоких результатов, слышать слова одобрения от маститых коллег, российских и зарубежных, девушкам из квартета "АМАТИ" приходится жертвовать многим в повседневной жизни. Отказываться от привычных для нас радостей, праздников. Занятия, репетиции и выступления отнимают столько времени, что даже родственников они поздравляют с днем рождения в основном по телефону. И отмечать свои собственные им зачастую некогда.
- Между прочим, личная жизнь тоже мешает творчеству, - шутят они. - Если хоть одна выйдет замуж, какой тогда квартет. Хорошо бы какой-нибудь шейх взял нас в жены и позволил заниматься любимым делом...