Главная >> 5 >> 18

ПОДНИМАЕТ ПАРУСА ЗАПОВЕДНАЯ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ

Вологодчина может стать прививкой от беспамятства для забывших, какого они роду-племени.


ПЕСНЯ В ДВА ГОЛОСА, мужской и женский, спокойно лилась над озерной гладью. Лето было в самом зените. День воскресный. Окрестный люд с утра пораньше укатил в Кириллов на ярмарку, которую здесь всегда ждут и стараются не пропускать. Бородавское озеро с Ферапонтовым монастырем на высоком берегу, казалось, совсем обезлюдело. Не видно было даже редких рыбаков-одиночек, замирающих с удочками где-нибудь подальше от берега на своих лодчонках. Тем неожиданнее было вдруг услышать, как кто-то чисто, слаженно и свободно поет что-то по-русски раздольное и щемящее знакомое.


Голоса доносились все ближе, и наконец показалась обычная деревянная лодка. На месте гребца - крепкий парень, напротив - его юная спутница. Как оказалось, не только я стала невольным слушателем их дуэта. Был еще один. На коленях ненаглядной певуньи уютно устроился совсем маленький, годика два, белоголовый мальчонка. Семья! Молодые родители пели про родную сторонушку, про любовь, которую они в ней нашли, а он, обхваченный материнскими руками, сидел смирно, как завороженный, неотрывно глядя на мощные взмахи веслами отцовских рук. И слушал, слушал...


Пройдут годы. Ребенок вырастет, возмужает. У него будет своя жизнь. Но как бы она ни сложилась, в одном можно не сомневаться - он вырастет обязательно хорошим человеком. А когда придется трудно, ему всегда будет на что опереться в своей памяти. На это озеро. Такое светлое и чистое, что никогда не покрывается ряской и воду можно пить прямо из него. На сияющие под солнцем золотые кресты монастыря. Столь древнего, что его белеющий на взгорье силуэт кажется таким же вечным, как земля и небо вокруг. На эту бесхитростную песню отца и матери. И никакими вызывающими отторжение речами казенных патриотов, заблудившихся в поисках национальной идеи, не заглушить потом теплое песенное слово о Родине, дарующей и любовь, и отчий дом, и хлеб, и чувство единения с большим народом, который думает, говорит, поет и плачет на одном с тобой языке.


Иногда Вологодчину шутя называют "резервацией русского народа". В том смысле, что непроходимыми топями и лесами сохранила себя от нашествия татаро-монгол, почти не знала крепостного права, дала больше всего святых, в земле Российской просиявших, и землепроходцев, прославивших Россию вплоть до берегов Америки и снежного безмолвия Антарктиды.


Всякий раз, попав в эти Богом данные места, не перестаю удивляться здешним людям. Будь то страстный почитатель рубцовской поэзии пасечник-гармонист или директор-хитрован уцелевшего в рыночной круговерти совхоза, старый кузнец-кудесник или обветренный на семи ветрах инспектор рыбохотнадзора, обстоятельный глава районной администрации, или прямо-таки фонтанирующий идеями народных праздников писатель, художник-отшельник с загадочной Цыпиной горы, или молодые создатели выдвинутого на Госпремию документального фильма о древнерусском живописце Дионисии - всех их объединяет одно: неподдельная любовь к отчему краю.


Вообще-то здесь, в самом сердце Русского Севера, о своей любви к Родине, большой и малой, не разглагольствуют всуе. И не бьют себя в грудь наподобие пропойцы: "Я босяк, а все же русак!" Скорее уж забористой частушкой в веселый час огорошат, насмешив до колик, нежели раздутым национальным самомнением. А вот непоказное чувство национальной гордости, собственного достоинства, уважения к оставившим по себе добрую память предкам заложены в людях земли Вологодской, похоже, на генетическом уровне.


Ну не могут Иваны, родства не помнящие, так широко, как это было в Великом Устюге летом 98-го, всем миром отмечать 350-летие начавшегося отсюда похода Семена Дежнева, первым из европейцев доказавшего, что Азия и Америка разделены проливом. И хотя позднее английский капитан Джеймс Кук назвал этот пролив Беринговым, устюжане, от мала до велика, хорошо помнят настоящую историю с географией. И свято чтят высеченного в мраморе на главной площади города русского казака-землепроходца, в честь которого самый восточный мыс России назван мысом Дежнева. Имя это, стоящее в одном ряду с Колумбом и Магелланом, обросло в поколениях устюжан такой былью-небылью, что не одна семья числит его в своей родне.


Ерофей Хабаров, Федот Попов, Владимир Атласов, Михаил Неводчиков, Никита Шалауров, Тимофей Булдаков, Егор Киселев, Василий Шилов... Купцы, промысловики, ремесленники, хлебопашцы - все они, став землепроходцами и мореплавателями, искали пользы не только себе, но России, умножая ее земли и богатства. А уроженца Тотьмы, исследователя Аляски и Северной Калифорнии Ивана Кускова добром помнят не только на родине, где он похоронен у стен Спасо-Суморина монастыря, но и в Америке как основателя и первого правителя, справедливого и честного, русской крепости Форт Росс, мирно основанной им в грозном для России 1812 году.


- Они были мудрыми, наши далекие прародители, - не устает повторять губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев. - И по-настоящему великими. Их честное слово даже за тысячи километров от родного дома ценилось дороже любых векселей. А их рукопожатие нередко соединяло людей, живущих по разные стороны океана.


Что правда, то правда. Репутация знаменитого на весь мир вологодского купечества, история которого вписана не только в построенные им фабрики, заводы, храмы, больницы, школы, но и в географические атласы, была очень высока. Не случайно власти Вологодчины, реформируя местную экономику, стараются учитывать и национальное наследие, и генетическую память народа, которой, похоже, не обделен и сам губернатор. По признанию Позгалева, при встречах с представителями деловых кругов самых разных народов и территорий его не покидает мысль, что когда-то, сотни лет назад, их предки уже пожимали друг другу руки на торговом поприще.


Занимая лидирующие позиции в Северо-Западном федеральном округе по производству промышленной продукции на душу населения, производя каждую 6-ю тонну российского проката и стали, каждый 8-й подшипник, каждую 9-ю тонну минеральных удобрений, каждый 13-й кубометр деловой древесины, каждый 14-й метр льняной ткани, не говоря уж об экологически чистых продуктах питания, Вологодская область создала и один из самых благоприятных в стране инвестиционный климат. Традиции, будучи прерванными на несколько десятилетий, не забыты, и связь времен звено за звеном восстанавливается.


Возрождение национального самосознания, как это происходит на Вологодчине, дорогого стоит. Вот только информационная атмосфера сегодня, увы, такова, что в ней для такой тонкой материи места почти не осталось. Вологжане, которым есть чем поделиться и куда пригласить, решили сделать это сами.


Идея витала в воздухе давно и наконец нашла свое воплощение в новом Деловом и культурно-информационном центре поддержки и развития межрегиональных связей Вологодской области, обосновавшемся в Староконюшенном переулке Москвы как островок заповедного российского края. Душой проекта, его головой и ногами стала руководитель центра - маленькая, хрупкая, но стойкая и безмерно влюбленная в Вологодчину женщина Марина Барышева. Как магнит, она притянула к патриотической идее множество самых разных людей: местных чиновников, производственников, ученых, историков, краеведов, художников, журналистов. И каждый постарался внести свой вклад в ставшее общим дело.


Так появился на свет современный конволют, включающий три информационных, взаимодополняющих друг друга источника разнообразной и достоверной информации: справочник, а по сути мини-энциклопедия "Вологодская область: от А до Я", выразительный видеофильм "Земля Вологодская" и СD-диск с интерактивным режимом, позволяющим в дальнейшем информацию свободно трансформировать и дополнять.


Кстати, входящую в блок получасовую документальную ленту, к которой приложили руки те, кто заново открыл России Дионисия, сопровождает потрясающая музыка композитора, для которого вечной музой тоже стала его родная Вологодчина. Валерий Гаврилин не дожил до XXI века меньше года, а уже 28 января 2000-го, в день его памяти, благодарная тихая родина дала жизнь ежегодному всероссийскому Гаврилинскому фестивалю, призванному искать и поддерживать молодые таланты, подобные Маэстро, которого еще при жизни называли "музыкальным Есениным". Гаврилинские "Русская тетрадь", вокальный цикл "Вечерок", музыка балета "Анюта", многочисленные песни и романсы проникнуты такой симпатией и сочувствием к простому человеку и матери-природе, полны такой гармонии, какие дельцам от засорившего эфир шоу-бизнеса и не снились. Спасибо вологжанам. И себя помнят, и другим не дают забыть, какого они роду-племени.


- Это первый подобный опыт комплексной презентации одного из регионов России. Аналогов в других субъектах Федерации пока нет, - сдержанно комментируя выход в свет необычного информационного материала, который можно и читать, и смотреть, и слушать, говорит доктор филологических наук, профессор Вологодского педагогического университета Гурий Судаков, сам, при всей своей занятости, отдавший много сил и времени работе над замечательным во всех отношениях проектом.


"Спешите делать добрые дела!" - начертано как духовное завещание потомкам на памятнике родоначальнику вологодской школы советских писателей-деревенщиков Александру Яшину в Никольском районе. Земляки похоронили его, как он и завещал, на Бобришном Угоре возле построенной им в тайге избы, где писатель жил и творил последние годы. Настоящим отшельником жил, а провидел далеко. Теперь в июльские дни, отдавая дань памяти этому мирскому духовнику, сюда идут крестным ходом с Даниловской иконой Божией Матери. Яшинские строки органично вошли и в мини-энциклопедию о Вологодчине, напоминая каждому о самом главном:


В несметном нашем богатстве


Слова драгоценные есть:


Отечество,


Верность,


Братство.


А есть еще:


Советь,


Честь...


Ах, если бы все понимали,


Что это не просто слова,


Каких бы мы бед избежали!


И это не просто слова!