Главная >> 5 >> 18

ДЖАЗ

Человеческий голос как дорога в космос


В предыдущем номере нашего еженедельника Вячеслав Уланов, руководитель Общественного Российского Радио, главный организатор джазовых концертов и фестивалей, утверждал о том, что музыкальный молодежный клуб (ММК), созданный более 25 лет назад, до сих пор существует... Мне показалось, что Вячеслав Викторович немного лукавит, выдает желаемое за действительное. После очередного джазового концерта я поняла, что клуб существует и его членов с каждым джазовым концертом становится больше.


В театре драмы много родных лиц. И неважно, что многие друг с другом лично вовсе не знакомы. Главное, что нас всех объединяет, - общий диагноз. Мы больны джазом. Симптомы почти у всех одинаковые. Как правило, у всех у нас за один или два дня до концерта возникает легкое ощущение предвкушения счастья. Только мы знаем, почему у нас вдруг настроение становится хорошим, независимо от погоды; беспричинная улыбка, повышенная работоспособность. День концерта - праздник. И на концерт мы идем как на праздник. При этом любители джаза не боятся ни сильных потрясений, ни разочарований... Потому что джаз - это жизнь, а в жизни всякое случается... Джазовые диалоги, разноголосья, монологи - это такой ритуал, который, несмотря на свою ритуальность, всегда неожиданен, волшебен. Результат - выздоровление, освобождение от неприятностей, осознание того, что настоящая свобода - это прежде всего уважение друг к другу. После "живого" концерта еще дня два в мыслях ты продолжаешь говорить на джазовом языке уже сам с собой.


Кстати, на последнем концерте с залом "болели" джазовые вокалисты. Прелюдией к концерту стала юная Саша Белякова. Тринадцатилетняя ученица джазовой студии Яны Тюльковой. Яна подхватила знаменитую "The Shadow of Your Smile" - разговор начался. Исполнительская манера самой Яны особенная: вокалистка не мешает слушателям наслаждаться именно возможностями человеческого голоса. Нет отвлекающих моментов в виде танцевальных пассажей, всяких артистических штучек. Последнее время Тюлькова поет под гитарный аккомпанемент Олега Антоншина. Может быть, иногда и не хватает экспрессивных барабанов, монологов саксофона. Зато ты наслаждаешься настоящим вокалом. Джазовый вокал - это спектакль с паузами, с кульминацией, развязкой, ритмом, вторым планом и т. д. Яна Тюлькова играет свой вокальный театр.


Героем второго действия был нью-йоркский музыкант Джей Ди Уолтер. Он уже не первый раз в Нижнем, его ждали. Настоящая любовь к артисту обычно возникает именно на второй встрече. Или не возникает. В конце прошлого года Уолтер поразил нижегородских меломанов особой исполнительской манерой, которая сочетает в себе высокий профессионализм, изумительное владение собственным голосом, сценический опыт, чувственность и проникновенность, а также владение электронной техникой... Нынче музыкальные традиции таковы, что от электроники на сцене отходят. Уолтер - это как раз тот случай, когда различные технические устройства лишь расширяют и углубляют джазовую тему, идею делают более объемной, полифония музыканта приобретает порой космические масштабы. Такой эффект достигается путем многократного наложения собственных же вокальных партий друг на друга. И снова удивляешься чуду человеческого голоса. Вторая встреча не разочаровала, наоборот... Полная взаимная любовь.


На последнем джазовом концерте был замечен известный сатирик, телеведущий Виктор ШЕНДЕРОВИЧ. В общем-то, предположить, что Виктор Анатольевич любит джаз, не сложно. Но неужели до такой степени, чтобы приезжать на джазовые концерты в Нижний Новгород?


- Да, я джаз люблю. Так случилось, что в одном джазовом клубе, куда я часто в Москве хожу, встретил своих приятелей. Они-то и сказали мне, что едут в Нижний на джазовый концерт. А так как у меня запланирован здесь свой собственный творческий вечер, я решил приехать в Нижний на один день раньше, чтобы сходить с друзьями на концерт.


Умение импровизировать - предмет моей глубокой зависти к джазовым музыкантам. Я, по сути своей, не импровизатор. У меня редко бывают хорошие импровизации, поэтому-то я и люблю слушать джаз. Обожаю, когда импровизации сочетаются с жесткой дисциплиной, которая есть в каждом джазовом квадрате. Этому я и учусь у музыкантов.