Август обрадовал петербуржцев сразу двумя хоровыми фестивалями.
Завершился III Международный фестиваль хорового искусства "Поющий мир", попрощался с нами и фестиваль "Барбершоп гармония". Надо сказать, первый из них оставил лучшее впечатление: может, потому, что был первый, а может - потому, что был лучше. Так или иначе, ясно стало одно: стосковался наш народ по массовости!
Такого количества людей одновременно на сцене и в зале не было давно. И тут уже не важно, звезды перед нами или нет, профессиональные ли коллективы или им просто приятно собираться вместе. Даже на, казалось бы, неприметных концертиках в каком-нибудь кафедральном римско-католическом соборе Успения девы Марии, про который вряд ли кто с ходу скажет, где он находится, - и то негде было яблоку упасть. Самое интересное, что, чувствуется, причина не только в межсезонье и бесплатном входе на концерты. Просто людям хотелось послушать хоры - разные и побольше.
И на фестивале "Поющий мир" они были - из Финляндии, Норвегии, Латвии, Италии, разных городов России... Звучала и духовная музыка, и народные песни, и классика, и эстрадные мотивы, и просто красивые произведения композиторов разных стран.
Особой популярностью у публики пользовались израильские хоры "Ширан" и объединенные в один коллектив "Аруах Атова" и "Крамим". С их стороны это, правда, "музыкальный туризм": люди у себя на родине работают, каждый занимается своим делом, а в свободное время собираются вместе и поют для души, получая удовольствие от процесса. Тут речь идет уже не о профессионализме, а о радости совместного пения любимых песен. Что ж, послушать такое тоже приятно, к тому же, как это было при проведении Дня Израиля в Шуваловском дворце, хористы рады вовлечь в свою компанию и всех слушателей.
Что же касается качества, то на этом фестивале запомнились: украинская хоровая капелла мальчиков и юношей "Звоночек", Оренбургский муниципальный камерный хор и Екатеринбургский хор духовной музыки "Вознесение", которому в итоге достался приз зрительских симпатий на первом в этом году конкурсе. Кстати, этот смешанный камерный хор под управлением Сергея Цивилева выходил на сцену в монашеских одеяниях, чем сразу настраивал на серьезный лад своего выступления. Вообще-то они и казались одними из главных кандидатов и на победу в конкурсе - ведь это взрослый профессиональный коллектив с очень чуткой динамикой и высокой согласованностью, хорошо сочетающимися голосами. Но жюри во главе с профессором Санкт-Петербургской консерватории Валерием Успенским распорядилось иначе и отдало екатеринбуржцам третье место.
Можно, конечно, сказать, что победу оставили "своим": на закрытии фестиваля в Большом зале Филармонии второе место получил женский хор Курского государственного университета (им руководит заслуженный работник культуры России профессор Евгений Легостаев), золото досталось украинскому "Звоночку", а Гран-при - женскому хору музыкального колледжа им. Римского-Корсакова во главе с Сергеем Екимовым - по совместительству ведущим фестиваля и автором его официального гимна. Но хочется верить, что жюри просто пожелало поощрить молодежь. В конце концов хор училища сейчас в хорошей форме - несмотря на каникулы его участниц-студенток, да и звучит он, пожалуй, мощнее и голосистее всех.
В любом случае праздник "Поющего мира" удался. Ведь удовольствие, которое получают хористы от участия в подобных международных фестивалях, им дороже всего.
А вот на фестивале "Барбершоп гармония" удовольствие от собственного пения получали только американские исполнители. Два больших хора из США в блестящих одеждах слаженно пели и не менее слаженно пританцовывали, при этом перемигиваясь: это официально разрешено в жанре "барбершоп" - четырехголосное пение с пританцовыванием. Как рассказала хористка из коллектива "Вердуго Хиллс" (г. Глендейм, США), у них есть и свой хореограф, с которым певцы отрабатывают движения, кроме того, они специально выстраивают произношение звуков, чтобы петь как один.
А вот американский мужской квартет "Готча" обошелся и без хореографов. Их шуточное акапельное исполнение "Танца с саблями" Хачатуряна не могло не вызвать восторга и бурного хохота у аудитории.
Впрочем, на этом хорошее в фестивале закончилось. Из наших исполнителей практически никто не смог достойно себя проявить: движения были скованными, программа - неподходящей, ее исполнение - суетливым, а зачастую и фальшивым. Перспективные ансамбли, правда, были: мужской "Хорус-квартет" из Перми, квартет "Скай" из Якутска. Но все равно уровень наших исполнителей не дотягивал до международного. Так что есть нам еще чему поучиться у западных коллег. И, быть может, летние фестивали в этом помогут.