Главная >> 5 >> 18

ЭКСТАЗ СВОБОДНОГО ТАНЦА

В Москве состоялся V Международный фестиваль свободного танца, посвященный Айседоре Дункан


Пожалуй, трудно найти человека, у которого музыка скрябинской "Поэмы экстаза" не рождала бы порыв к движению - хотя бы в душе. Сам композитор считал свою музыку потенциально хореографичной, удачной канвой для некой балетной пантомимы. Воплотить замысел Скрябина дерзнули группы - участницы Фестиваля свободного танца, посвященного в нынешнем году 100-летию первого выступления Айседоры Дункан в российской столице.


Впервые в мировой фестивальной практике гала-концерт участников превратился в "пластический джем" главных направлений свободного танца. Именно в таком духе было задумано танцевальное действо на музыку "Поэмы экстаза". Живое звучание симфонического оркестра России под руководством Вероники Дударовой стало удачным фоном для балетно-пластического шоу танцовщиц разных поколений. Еще неоперившиеся (от 6 лет) "босоножки" в желтых платьицах из российского детского коллектива "Ритм-театр" показали жизнь "солнечных лучиков", время от времени врезаясь в музыкально-танцевальное представление. Основную канву составляли более взрослые танцоры из студий и театров Москвы и Санкт-Петербурга.


Совсем не случайно для гала-представления был выбран Концертный зал имени П.И.Чайковского. Это здание строилось для театра Всеволода Мейерхольда, и зрительный зал должен был походить на античный амфитеатр. На фестивале зал был организован в соответствии с первоначальным замыслом Мейерхольда, который при его жизни остался невоплощенным. В соответствии с этой исторической реконструкцией партер превратился в арену, а зрители разместились над нею, чтобы почувствовать себя, как на представлении античного театра.


Так Айседора Дункан, Александр Скрябин и Всеволод Мейерхольд встретились век спустя на фестивале "Московское действо". Все они шли - каждый своим собственным путем - от гармонии античного театрального искусства к новым сценическим решениям, к новой пластике театра-мистерии будущего.


Свободный танец не требует специальной подготовки и доступен для человека не только в молодые годы, но и в пожилом возрасте. Идея свободного танца несет в себе идею активного долголетия, борется с устоявшимися в обществе стереотипами старости как пассивного периода человеческой жизни, как "доживания". Жесткий XX век оставил мало пространства, в котором могли бы жить и развиваться идеалы свободного танца. И все же он продолжает существовать - вдали от большой сцены и коммерческих шоу. Он живет в камерных театрах, студиях, школах. Его особенно ценят те, кто выбрал делом своей жизни помощь людям - педагоги, терапевты, которые помогают детям вырасти гармоничными, а взрослым - найти путь к более наполненной жизни.


В связи с этим нельзя не сказать о выступившей на фестивале "труппе пожилых" театра "Сэдлерс Уэлс" из Великобритании. Самой молодой его участнице 60 лет, самой "взрослой" - 89. Почти ни одна из них не занималась балетом или танцами профессионально. Все пришли в этот театр "с улицы". И многие начали танцевать, когда им уже исполнилось 60. Чтобы выступить пять минут на сцене, эти танцовщицы репетируют два раза в неделю по три часа. Говорят, что это очень дисциплинирует, а главное - продлевает жизнь...


Цель фестиваля свободного танца - объединить энтузиастов, найти новые стимулы для его развития в XXI веке. Фестиваль показал широкой аудитории ту особую эстетику, красоту движений, которая родилась в разных странах мира в начале прошлого века. А то, что его зрительская аудитория очень разнообразна и многолика, можно было судить даже по очереди за билетами на гала-концерт, например. Представление хотели увидеть люди разного достатка, возраста и даже интеллектуального уровня. О лишнем билетике мечтали и школьницы, и бизнес-леди, и пенсионерки...


В фестивале 2005 года приняли участие 25 коллективов из 16 стран. Они представили большинство направлений свободного танца - танец Дункан, ритмику, танец модерн, эвритмию, музыкальное движение, гармоническую гимнастику, контактную импровизацию, танецтеатр и танец буто, которые были основаны в XX веке самой Айседорой и другими известными приверженцами танца во всем мире.


"Московское действо" вылилось в общей сложности в 54 фестивальные акции, среди которых было 25 уникальных спектаклей и концертов, 19 мастер-классов, бал-маскарад, научная конференция и четыре выставки. Как оказалось, фестиваль - это не только праздник свободного танца, а еще и приглашение к танцу. Почему? Потому что он не признает деления мира на зрителя и исполнителя.


Все создатели свободного танца от Айседоры Дункан и до наших дней видят в нем не феномен элитарной культуры, искусство для искусства, а часть культуры всенародной, массовой - в лучшем смысле этого слова - культуры будущего. Об этом как раз и мечтала Айседора, возрождая античную пляску - чтобы танец для человека был так же органичен, как глоток воды. Недаром великий философ Фридрих Ницше говорил, что "день, в который ты не танцевал, потерян". Словом, свободный танец - искусство не для знатоков, а для всех, кто чувствует себя свободным.