Впервые за шестнадцать лет фестиваль "Кинотавр" прошел без Марка Рудинштейна
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, СТРАННО: "КИНОТАВР" и Рудинштейн в нашем сознании столь же неразделимы, как когда-то партия и Ленин. Поговаривают, однако, что новые хозяева фестиваля заключили с Марком Григорьевичем тайное соглашение: не участвовать, не появляться, не давать интервью... И так далее и тому подобное. В общем, не соблазнять малых сих - то бишь нашего брата журналиста. Впрочем, кое-кто уверяет, что таки видел Марка где-то неподалеку, в одном из прекрасных парков города-курорта Сочи. Если верить этому "папарацци" , Рудинштейн все-таки не удержался и приехал - правда, снял номер в гостинице подальше от "Жемчужины" , где проходит "Кинотавр" , и купаться ходит на дикие пляжи, в низко надвинутой панаме и огромных черных очках. Слухи, впрочем, непроверенные. Видимо, поэтому на "Кинотавре" предпочитают делать вид, что призрак Марка, фланирующего по пляжу, - плод больного воображения некоторых наших коллег, упорно продолжающих жить прошлым и лелеять старые мифы.
На самом деле сравнение старого и нового "Кинотавров" - дело бесполезное и неблагодарное. Что лучше - праздник или деловое мероприятие? Трудный вопрос. Хороший фестиваль - тот же Каннский, к примеру, - удачно сочетает обе ипостаси. И доброжелательно настроенные эксперты, понимая трудности перехода, надеются, что "Кинотавр" со временем обретет необходимое равновесие. Дай-то бог.
Пока же "Кинотавр" больше склоняется в сторону именно делового мероприятия, фестиваля скорее интеллектуального, нежели карнавального. Пресс-конференции (на которые раньше загоняли чуть ли не палкой) внезапно стали очень популярными и проходили при большом стечении народа, в том числе иностранного.Нынешний "Кинотавр" посетили отборщики международных фестивалей, зарубежные критики, журналисты и эксперты. Судьи, как известно, решительные и строгие, подвергающие каждую увиденную картину почти научному анализу - гораздо менее эмоциональному, нежели принято это у нас, в России. Поскольку отечественная подготовка в области семиотического и структурного анализа намного слабее западной, наши критики пошли другим путем. Ближе к полуночи в "Ротонде" , что на самом берегу синего моря, собиралась критическая тусовка (по одну сторону баррикад) и авторы картин (по другую). Причем каждое заседание превращалось в шоу, порой на грани фола: неутомимые критики всякий раз сочиняли новый сюжет обсуждения. Скажем, картина Хусейна Эркенова "Я тебя обожаю" подверглась остракизму на импровизированном "партсобрании" , о "Ловиторе" Фархота Абдуллаева вещали ведущий программы "Тяжелые времена" Владимир Кознер (в роли которого выступил критик Матизен) и "директор детского дома" товарищ Кошмаров (критик Шпагин).
Самым же громким событием "Кинотавра" стал судебный процесс над фильмом Ильи Хржановского "4" , в ходе которого не в меру увлекшиеся своими новыми ролями критики вполне серьезно обвиняли режиссера в предательстве и космополитизме; одна дама даже предложила Илье покинуть страну, которая его "вскормила и вспоила" и которую он цинично предал. Дело в том, что действие фильма "4" , снятого по сценарию Владимира Сорокина, происходит в русской деревне, обитатели которой совершенно не похожи на елейных лубочных крестьян. Что, собственно, и взбесило наших радетелей нравственности, внушивших себе, что нравственность всегда ближе к земле и что интеллигенции неплохо бы поучиться у народа. При том что ни один из обличителей, по-видимому, никогда не был ни в одной заброшенной русской деревне (Переделкино не в счет) и сведения о ней черпает из Тургенева и Бунина.
Кстати, это и есть одна из главных наших проблем - архаичность сознания, привязанность к старым клише и отжившим формам. Не потому ли российское кино, даже в лучших своих образцах, всегда отстает от мирового? Кроме того, отечественная интеллигенция по укоренившейся традиции с трудом переносит правду, высказанную нелицеприятно и всерьез, как это сделал молодой режиссер Хржановский. Если подняться до метафизических обобщений в стиле Мережковского (давным-давно припечатавшего Россию как страну, безнадежно "больную"), то, возможно, мы поймем, что наши болезни кроются в нас самих. Ибо чтобы излечиться, нужно по крайней мере поставить точный диагноз. И вот с этим как раз у нас проблемы - больной наотрез отказывается лечиться. Недаром картина Хржановского вызвала столь бурное отторжение, буквально расколов гостей "Кинотавра" на два лагеря.
Другие картины конкурсной программы - пусть и не столь радикальные, как "4" , - тоже были восприняты неоднозначно. Скажем, картина Ларисы Садиловой "Требуется няня" - беспощадное исследование закоулков человеческой души - у многих вызвала отвращение. Повесть о бедной, милой, с виду доброй няне, которая потихоньку подтачивает и разрушает семейное благополучие своих благодетелей, показалась многим недостоверной, психологически неточной. Хотя, как мне кажется, это одна из самых заметных, сильных картин фестиваля. Жаркие дебаты разгорелись и по поводу балабановских "Жмурок" ("Итоги" уже писали об этом фильме), и по поводу другой бандитской саги - фильма "Мама, не горюй-2" Максима Пежемского. Между прочим, над Пежемским кинокритики тоже учинили импровизированный суд - правда, из страны уехать ему никто не предлагал. Зато обвинили в том, что он "подрывает основы демократии" , сняв пасквиль о "вертикали, горизонтали и диагонали нашей власти" (цитата из обвинительного приговора). Кстати говоря, заседание по поводу "Мамы" было одним из самых остроумных, продуманных и блестящих.
Любопытное наблюдение: во время критических посиделок, импровизированных "судов" , "партсобраний" и "худсоветов" большинство отечественных критиков высказывались против картины - хотя бы и в шутливой форме. Зато американцы и европейцы, аккуратно посещавшие эти сборища, почти всегда -за. Именно здесь, на этом ринге, всего заметнее различие менталитетов. И темпераментов. Страстного российского и сдержанного европейского.
И еще одно интересное наблюдение: нынешний "Кинотавр" , задуманный, повторю, как деловое мероприятие, сознательно отказался от звезд -голливудских и европейских. Новая администрация рассудила, что "свадебные генералы нам ни к чему". Звезды отечественные, к восторгу сочинских аборигенов, оккупировали местные ресторанчики и кафе. Собиратели автографов довольны: Владислав Галкин, Дмитрий Харатьян, Юлия Меньшова, Елена Корикова, Игорь Петренко и Александр Цекало то и дело появлялись на берегу. И даже фотографировались с местными девушками, специально поджидавшими своих кумиров у входа в "Жемчужину".
Сочи