Главная >> 5 >> 18

ИЗ "ЧЕРНЫХ" КВАРТАЛОВ - НА БЕРЕГ МОРЯ

Клайпеда претендует на звание новой столицы джаза


Клайпедская музыкальная жизнь бьет ключом, причем с нарастающим темпом. В городе успешно действует музыкальный театр, в котором ставятся известные оперы и балеты, драматический театр, на сцене которого около полувека назад начинал свою карьеру Анатолий Папанов, большой выбор у поклонников симфонической музыки, регулярно приезжают исполнители "попсы", как доморощенные, так и из-за рубежа. Однако джазовый фестиваль, к которому сейчас готовится город у моря, стоит, пожалуй, особняком.


Немного проводится в Клайпеде, да, пожалуй, и во всей Литве подобных мероприятий (вместо этого казенного определения лучше подойдет слово "праздник"), которые проводились бы с такой завидной регулярностью в двенадцатый раз. Вспоминаю первые годы - участвовали в нем отечественные исполнители да пара-тройка джазменов из соседней Латвии. НЫНЧЕ ЖЕ ожидается приезд более 120 исполнителей из двенадцати стран, и каких!


На пресс-конференции по случаю открытия штаба фестиваля его президент Инга Грубляускене назвала известные имена. Это играющие в так называемом нью-орлеанском стиле Джазин Джеке из Швеции, Абрам Уилсон из Великобритании, последователи латинского стиля Мантека (Великобритания), Лассе Линдгрен энд Сандбурст Финляндия), эллектив известного флейтиста Рональда Снийдерса из Голландии и многие другие. С большим интересом ожидается выступление легенды литовского джаза - коллектива Пятраса Вишняускаса.


Безусловно, солью фестиваля станет Его Величество джаз - не скрою,


музыка моего детства, воплощенная в ныне мифические имена Бенни Гудмана


и Луи Армстронга. Волшебные звуки и ритмы родились на юге Соединенных Штатов, в городе Нью-Орлеан. Настраиваясь на американскую волну, не думал, что через много лет доведется побывать


на родине джаза, пройти по тем местам, где впервые прозвучала эта революционная по тем временам (а было это ровно сто лет назад) музыка. Нью-Орлеан ныне - большой город,


как и положено, в нем есть небоскребный даун-таун, в котором мало интересного, чего не скажешь о Френч-квартале. Века два назад город являлся столицей французской колонии Луизианы, которую с несомненной выгодой вскоре приобрели за наличные американцы. Разумеется, с французских времен в квартале осталось мало зданий, но главное - он сохранил дух, атмосферу этого космополитичного уголка. Именно здесь, на перекрестке культур и религий,


сформировался джаз как музыка черного и бесправного населения, музыка протеста. Местные власти бережно сохраняют эти маленькие кабачки, в которых по вечерам, как и век назад, играют биг-бенды и поют современные Эллы Фитцджеральд. Как джаз имеет год рождения, так и центральную улицу Френчквартала - а называется она Бурбон-стрит - именуют местом рождения джаза. Как и в Клайпеде, в Нью-Орлеане каждый год по весне проходит джазовый фестиваль, под чьи знамена собирается весь цвет джазовой культуры.


Именно культуры. В рамках фестиваля проходят конференции и семинары, диспуты, выставки, показы мод и прочее, что накопилось за десятилетия в "обозе"


прежде авангардного, а ныне классического музыкального жанра. К чести клайпедских организаторов праздника, они творчески используют опыт своих предшественников. И дело не только в богатстве стилей и направлений, представленных в рамках фестиваля, что, впрочем, весьма и весьма похвально. Праздник выходит за рамки музыки - как географически, так и тематически. Фестиваль в Клайпеде начинается в пятницу, 3 июня, а перед этим некоторые коллективы "разогреются" на курорте в Паланге, а позднее выступят даже в храме Кретингского монастыря, что в тридцати километрах от города-порта.


Зрителям придется искать связь с музыкой в фотографиях Нериюса Янкаускаса, объединенных под рубрикой "Мгновения", а также в снимках Саулюса Кирвелы, сделанных под водой. Гурманов от джаза порадует аудиовизуальная акция под названием "Живопись с оттенками джаза" и другие весьма оригинальные мероприятия.


Но прежде всего - музыка. На сей раз, как, впрочем, и ранее, она выйдет из душных залов на простор главных городских площадей, и только к полуночи истинные ценители соберутся в джаз-клубе "Курпяй", где и состоятся главные джем-сейшены. Многие программы планируется транслировать в живую по республиканским телеканалам.


Джаз-фестиваль - явление неординарное, даже потому, что в числе его организаторов, меценатов и спонсоров такие "авторитеты", как Министерство культуры, городское самоуправление, британский совет в Литве, германское, голландское и финское посольства, Институт Гете, Вильнюсский банк, телефонная компания "Омнител" - всего более четырех десятков предприятий и организаций.


Клайпедская мэрия выделила на праздник 150 тысяч литов - более 50


ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ. Крупные суммы получены и от других меценатов. Столь высокий интерес вызван стратегическими задачами. Клайпеда находится в центре курортной зоны, претендует на внимание отпускников и курортников. Далеко не случайно в соседней Паланге, до которой немногим более двадцати километров, первого июня - открытие курортного сезона, в Клайпеде первый день фестиваля совпадает с началом купального сезона. Сотни, если не тысячи поклонников джаза, съехавшихся не только из всей Литвы, но и из других регионов (будут среди них, безусловно, и калининградцы) - это сотни литров выпитого пива и других прохладительных и горячительных напитков, тысячи бутербродов и горячих блюд в кафе и ресторанах, дополнительные покупатели в торговых центрах. Одним словом, чистый доход в звонкой монете. Не менее важна и культурная составляющая: Литва приобщается к братству европейских государств, перенимает их опыт. Ну и, в конце концов, что может быть лучше прикосновения к неиссякаемому роднику чистого искусства?! Валерий МОКРУШИН.


- Наш фестиваль не только самый широкий по географии, но и самый демократичный, - считает Видас Пакальнишкис, заведующий отделом культуры Клайпедского самоуправления. - Вход на все концерты свободный, поверьте, этого добиться было непросто. Многие выступления мастеров джаза будут проходить днем, и это сделает их доступными всем горожанам, в том числе и проблемной категории - подросткам. Мы отдаем себе отчет в том, что до Нью-Орлеанского фестиваля нам далеко, но год от года растем, совершенствуемся, развиваемся. И, полагаю, главное - не стоять на месте.