Кинофестиваль "Лики любви" закончился классическим решением жюри, которое не смогло договориться, какой из двух картин отдать главный приз, и отдало его третьей.
Репутация фестиваля определяется не столько средним уровнем конкурса, сколько заметными событиями вроде приезда иностранной звезды или премьеры сенсационного фильма. Хорошо это зная, организаторы "Ликов" пригласили в гости немецкую кинозвезду 70-х Ханну Шигуллу (на снимке), известную у нас главным образом по "Замужеству Марии Браун" Фассбиндера, и четыре острых киноблюда: "Порнократию" Катрин Брейя, "Делай это!" ("Трахни меня") Тинто Брасса, "Мечтатели" великого Бернардо Бертолуччи и "Страсти Христовы" Мела Гибсона, из которых первые три посвящены сексу, а последний - насилию. Если учесть, что на открытии показали долгожданную "чеховскую" картину Сергея Соловьева "О любви", на закрытии - довольно крепко сбитую "ширпотребную" комедию Татьяны Воронецкой "Рецепт колдуньи", то праздник можно считать удавшимся.
Нынешний конкурс "Ликов" не поразил открытиями, но был достаточно интересен. Лично мне показалась наиболее оригинальной "Реконструкция" молодого датчанина Кристоффера Боэ, почитателя французской "новой волны" и ненавистника "Догмы", которую можно понимать и как реконструкцию знаменитого фильма Алена Рене "Прошлым летом в Мариенбаде", и как попытку реконструировать то, что происходило с героем и героиней на протяжении одного вечера.
Работа жюри любого фестиваля окутана тайной, но в России, как говорила еще в начале XIX века мадам де Сталь, "все тайна и ничто не секрет". Не было секретом ни то, что "Реконструкцию" жюри во главе с Леной Эндре "забодало" сразу же как слишком экспериментальную и не слишком внятную (что правда), после чего раскололось надвое. Одна половина стояла за канадскую ленту "Моя жизнь без меня" Изабель Койше, чувствительную драму на известную тему: "Что вы будете делать, если узнаете, что вам осталось жить столько-то дней/месяцев?" (героиня ответила на вопрос тем, что пристроила детей и мужа за соседку, а сама нашла короткое счастье в объятиях симпатичного молодого человека). Другая половина жюриоров с равной силой отстаивала испанскую картину "В городе" Сеско Гая, где несколько пар выясняют свои запутанные взаимоотношения. Никто не хотел уступать, и в результате сошлись на немецкой "Освобожденной зоне" Норберта Баумгартена, вспоминая которую, пресса только пожимала плечами.
В общем, если слухи верны, в жюри произошел классический кинофестивальный компромисс, в результате которого отсеиваются фавориты, а приз выигрывает серая лошадка. Общее правило: когда две сильных стороны стоят насмерть, побеждает слабая третья. Конечно, против действия этого коммунального закона есть противодействие - дисквалификация всех членов жюри и запрет на их участие в других судейских бригадах, но фестивали, естественно, не настолько едины в борьбе с кухонным судейством, чтобы предпринимать против него какие-либо согласованные меры.
Серебряные награды распределились пристойно: "Серебряная стрела" за лучшую женскую роль досталась Саре Полли ("Моя жизнь без меня"), за лучшую мужскую роль -Ондржею Ветхому в не очень ветхозаветном чешском фильме "Крутые радости" Юрая Нвоты, за лучший любовный дуэт - симпатичной паре Сидсе Бабетт Кнудсен и Бьорну
Къеллману из датского фильма "Взгляни налево - увидишь шведа" с не очень симпатичным содержанием: героиня сбегает из-под венца с ВИЧ-инфицированным экс-женихом своей сестры, чье бегство когда-то уложило эту сестру в сумасшедший дом.