В Питере прошел театральный форум коллективов стран СНГ и Балтии
В Санкт-Петербурге завершился VII Международный фестиваль "Встречи в России", приуроченный к 60-летию Победы. На сцене театра "Балтийский дом" он собрал русскоязычные коллективы из семи стран СНГ и Балтии.
Уникальный питерский форум был учрежден в 1998 году. Основной его задачей было позволить русскоязычным театрам бывших союзных республик вырваться из творческой изоляции, в которой они оказались у себя на родине. За недолгое время своего существования фестиваль "Встречи в России" стал одним из самых привлекательных и любимых не только для представителей национальных диаспор, живущих в Санкт-Петербурге, но и для многочисленных зрителей театра "Балтийский дом".
Пожалуй, самым важным аспектом фестивалей оказывается процесс взаимовлияния и взаимообогащения разнонациональных культур, когда русский театр зарубежья вольно или невольно впитывает театрально-эстетические открытия своих соседей. Знакомясь с яркими и самобытными спектаклями театров иных государств, петербургские театральные деятели открывают для себя немало ярких и интересных новаций, новые имена режиссеров, актеров, драматургов, художников...
Все шесть предыдущих фестивалей стали яркими праздниками именно русского театра, который благодаря интерпретации коллективов из бывших союзных республик не утратил своей силы даже в период отторжения от России. В последние годы в странах СНГ и Балтии происходит открытие новых русскоязычных театральных трупп, и участие в фестивале Встречи в России" является несомненной поддержкой в их начинаниях, укрепляет позиции внутри своего государства.
На этот раз в течение недели петербуржцы увидели спектакли из Белоруссии, Латвии, Узбекистана, Литвы и Киргизии, а Украину и Эстонию представляли сразу по два театра.
Нынешний фестиваль проходил под знаком 60-летия Победы, поэтому не случайно почетное право открыть праздник было предоставлено труппе из белорусского города-героя Бреста, где Театр драмы и комедии принял первых зрителей в 1944 году. Гости привезли чеховского "Дядю Ваню" в постановке литовского режиссера Альгирдаса Латенаса, который знаком петербургским зрителям как актер в постановках Эймунтаса Някрошюса. "Посвящение Победе не означает, что мы отбирали спектакли на военную тему. Гораздо важнее для нас была мысль о том, что шесть десятилетий назад наши деды и отцы отстояли великую Россию, ее культуру, ее язык, который остается языком общения на всем пространстве СНГ, - сказал руководитель фестиваля Сергей Шуб. - В целом же фестиваль дает редкую возможность петербургским зрителям увидеть спектакли русских театров, работающих за рубежом, а нашим соотечественникам - не терять связи с коллегами в Петербурге и других городах России".
Особенно запомнились театралам Северной столицы "Вечная плясунья Шарора", поставленная режиссером Наби Абдурахмановым на сцене Узбекского молодежного театра, и спектакль по пьесе украинского автора Александра Марданя "Лист ожиданий", созданный в Театре из Одессы режиссером Иосифом Райхельгаузом. Увидели зрители и драматический этюд режиссера Андрея Петухова "Двое в темноте" Киргизского русского театра, который впервые принял участие во "Встречах в России".
Был в программе и специальный проект, посвященный юбилею Победы, - спектакль по документам военной эпохи "Композиция до-мажор". Ее автором и постановщиком выступил 30-летний режиссер Егор Чернышев. Это право он завоевал как участник проекта "Ярмарка режиссеров", прошедшего на прошлогоднем фестивале "Встречи в России". Примечательно, что он собрал интернациональную труппу - в нее вошли актеры из русских театров Киргизии, Литвы, Узбекистана, Украины и Эстонии.
Завершил фестиваль Рижский русский театр: его мастера представили на петербургской сцене психологическую драму московского режиссера Романа Козака "Не боюсь Вирджинии Вульф", главную роль в котором исполнила знаменитая латышская актриса Лилита Озолине.
Санкт - Петербург