Новая волна популярности латиноамериканских ритмов
Концерты Омары Портуондо - третий кубинский проект компании "Пальмира энтерпрайсиз". Год тому назад Москве пел легендарный ныне Ибрагим Феррер, осенью с успехом играл пианист Роберто Фонсека, и, наконец, наступило самое ожидаемое событие: два концерта Омары Портуондо.
Музыка Латинской Америки давно уже стала важнейшей составной частью музыки мировой. На протяжении прошлого века волнами накатывала мода на множество ритмов latino: аргентинское танго, кубинскую румбу и ча-ча-ча, колумбийскую сальсу, бразильскую босанову или танцевальные ритмы с Ямайки - рэгги и ска. Все же главным источником нового латиноамериканского материала, регулярно подпитывающего мировую эстраду, следует признать именно Кубу. Отстукивать ритмы на палочках-клавес, на всевозможных барабанчиках, реко-реко, конгах и бонгах умеет любой кубинец. Потому что музыкой на Кубе пропитано все. В докастровские времена Гавана была тем местом, куда стекались тысячи туристов, в первую очередь американских, посмотреть на знаменитый карнавал, повеселиться в ресторанах и казино, познакомиться с местными красотками. Кубинский ром, сигары, зажигающие ритмы - все это притягивало, как магнит. Сейчас страна живет бедно, социализм "по Фиделю" не сделал людей состоятельными. Но если послушать кубинскую музыку, покажется, что нет людей более счастливых!
Ее называют кубинской Эдит Пиаф. Пожалуй, верно. Хотя для русских это скорее кубинская Клавдия Шульженко.
Внешне - типичная представительница стиля "вамп". Выразительный голос - чувственный, меланхолический, темпераментный, трогающий самые скрытые струны в сердцах слушателей. С заметной хрипотцой. На первом московском концерте он скрипел, как надтреснутый кувшин, что не помешало публике подпевать артистке и вообще впасть в неописуемый восторг. При этом Омара еще и пританцовывает (когда-то она собиралась стать танцовщицей). Но главное - исполняемые ею мелодии очаровательны! Почти все они с ее недавнего диска Flor de Amor - "Цветок любви", как легко догадаться, даже не зная испанского. Ей аккомпанировал оркестр из дюжины музыкантов во главе с саксофонистом Альфредом Томпсоном, уже приезжавшим в Москву вместе с Ибрагимом Феррером. Особенно хороши были гитарист Жорж Никоя, пианист Эмили Моралес, frеs-гитарист Папи Овьедо (он продемонстрировал эффектный трюк: закинул гитару за голову и сыграл в таком положении соло), басист Фабьен Гарсиа и саксофонист-флейтист Мигель Антуна. Оркестр не джазовый, а танцевальный, идеально сыгранный.
Омара Портуондо родилась в 1930 году в Гаване. Жизнь ее складывалась нелегко: мать, испанка из аристократической семьи, и отец, чернокожий спортсмен-бейсболист, не могли вместе даже появиться на улице. Такие браки в те годы совсем не приветствовались ("расовая" тема нашла свое отражение в одной из песен Омары, прозвучавшей на концерте, - "Табу"). Утешением для девочки стали танцы и пение. Сначала Омара попробовала себя в кордебалете кабаре "Тропикана", потом запела. В те годы в моду вошел стиль feeling, "чувство" - сплав кубинского болеро с американским джазом. В 1952-м Омара вместе со своей сестрой Хейди стала участницей вокального квартета Las d'Aida. Пела в этой группе пятнадцать лет. В 1959 году записала свой первый сольный диск - Magia Negra, Выступила вместе с великим певцом-пианистом Натом "Кингом" Коулом, ездила на гастроли. Имела успех. Весть о кубинской революции застала ее в Майами.Сестра Хейди осталась в эмиграции; Омара вернулась на родину.
Карьеру ее на кастровской Кубе можно назвать весьма успешной. Издавались пластинки, концерты проходили с аншлагами, ездила она и за границу, в основном в страны соцлагеря или на фестивали, организаторами которых были компартии (например, праздник газеты "Юманите" во Франции). Настоящее признание пришло вместе с кубинской "оттепелью" в начале 90-х. Сначала триумфальные выступления в Испании, где Омару помнили еще со времен квартета Las d'Aida. В 1996 году на Кубу приехал знаменитый немецкий кинорежиссер Вим Вендерс - снимать документальный фильм биела Vista Social Club, посвященный виднейшим кубинским музыкантам. Единственной женщиной, приглашенной им в картину, была Омара. После успеха этой ленты в ее карьере начинается новый виток, она становится одной из самых знаменитых исполнительниц world music. А потом начинается что-то невероятное. Омару причисляют к величайшим певицам мира, ставя рядом с такими фигурами, как Элла Фицджералд, Лайза Минелли или Барбра Стрейзанд (сама она назвала на пресс-конференции в числе любимых артисток именно Стрейзанд, а также болгарку Иорданку Христову, итальянку Мину и американку Сару Воан).
Однажды Омару назвали в радиоконцерте "невестой чувств" (la novia del filin). С тех пор кубинцы знают ее именно под этим именем. В фильме Вендерса, кстати, есть один трогательный момент: Омара и Ибрагим Феррер только что закончили запись песни Silencio ("Молчание"). В ней поется о том, что если цветы в саду заметят грусть любимой, они тут же завянут. На глазах у Омары и Ибрагима слезы. Этот сентиментальный эпизод - любимая сцена режиссера, он считает, что в ней - вся романтика кубинской музыки.
Итак, переполненный зал МХТа им. Горького. Половина аудитории - лица узнаваемые. Режиссеры, бизнесмены, чиновники столичной и федеральной администрации, депутаты Госдумы, известные музыканты, просто снобы, считающие для себя обязательным посещение всех модных мероприятий с женами и детьми. Короче, московская элита, сливки столичного VIP'a. Была, конечно, и молодежь, и просто меломаны, любители латиноамериканских ритмов.
Омара исполнила одну за другой песни с диска "Цветок любви": ГаЬи, Hermosa Habana, La Sitiera, Tiene sabor, Oriente, "Любимый мой" Джорджа Гершвина, заглавную вещь - Flor de Amor. Баллады чередовались с напористыми, стремительными мелодиями, с каждым следующим номером темп делался все быстрее, зажигательнее. В конце Омара уже не только пела, но и танцевала, избрав в качестве партнера дирижера Альфреда Томпсона. Выразительным жестом она пригласила к танцам и слушателей. Но хотя танцевать в тесном театральном пространстве было почти немыслимо, тем не менее аудитория, вняв призыву, поднялась и тоже задвигалась в ритме, используя, правда, больше руки, чем ноги. Концерт закончился знакомой советской песней: после бурных аплодисментов Омара вернулась на эстраду и - вместе с залом - спела популярную мелодию Евгения Птичкина "Ромашки спрятались".
...Flor de Amor номинирован в этом году на премию Grammy в категории Best Traditional Tropical Latin Album. Его уже назвали "музыкой кубинской мечты".