ЮЖНЫЙ УРАЛ - НАША РОДИНА
На этой неделе в здании Совета Федерации открывается выставка Челябинского отделения Союза Художников РФ. На выставке представлены около 40 работ 17 авторов.
Челябинское региональное отделение Союза Художников России было основано в январе 1936 года по указу президиума Челябинского облисполкома. Идея объединения творческой интеллигенции в союзы по видам деятельности заключалась в ориентации советских писателей, художников, композиторов, архитекторов, журналистов на метод социалистического реализма. В апреле 1932 года вышло постановление ЦК ВКП о перестройке литературно-художественных организаций. Этим актом было намечено создание единых всесоюзных творческих объединений - союзов по видам художественного творчества. Инициаторами создания Союза Художников в Челябинске были Н.А.Русаков, А.М.Сосновский, А.П.Сабуров, И.Л.Вандышев, Д.Ф.Фехнер, О.П.Перовская, Т.В.Щелкан, П.Г.Юдаков, В.Н.Челинцева, Б.Н.Скребнев.
В предвоенные годы интенсивно развивалась живопись (Русаков, Сосновский, Г. Я.Соловьев), графика (Челинцева, Фехнер, Вандышев, Сабуров). Скульптуру на профессиональном уровне представляло творчество Т.В.Щелкан. В годы войны произошли значительные изменения в жизни Челябинского Союза Художников. Многие его члены ушли на фронт, на их место в Челябинск приехали эвакуированные художники из Москвы, Харькова, Таллина, Риги, Киева, Ленинграда, Одессы.
Всего за военные годы было проведено 9 выставок. В то время большое внимание уделялось графике. Особенно заметным было творчество М.И.Ткачева, который публиковал в "Челябинском рабочем" сатирические рисунки с антифашистской направленностью, а также создавал агитационные плакаты. В этом же направлении работала и созданная в 1942 из местных и эвакуированных художников-графиков творческая бригада "Удар". За период войны ею было выпущено 24 вида плакатов тиражом 155 тысяч экземпляров. В 1943-м группа художников оформила "Наказ трудящихся Урала воинам Челябинской бригады Уральского добровольческого танкового корпуса". В этом произведении использованы не только традиционные средства графики, но и элементы златоустовской гравюры на стали, а также камни-самоцветы. К конце 1940-х годов эвакуированные художники возвратились в свои города. Состав Челябинского Союза Художников на некоторое время численно сократился, но уже в 1953-м пополнился выпускниками художественных вузов и учащихся Москвы, Ленинграда, Харькова, Саратова, Пензы, Челябинска. Таким образом, организация Союза Художников РСФСР постепенно стала одной из крупнейших в стране, к середине 80-х годов в ней насчитывалось около 100 чел. В 1990 году из ее состава вышли и учредили свою городскую организацию магнитогорцы, а в 1995-м златоустовцы. В 1960-80-е годы в жанре так называемой тематической картины работали А.М.Смирнов, В.А.Неясов, А.Ф.Галкин, А.Н.Ладнов, С.Б.Качальский, В.П.Мещеряков, Н.Ф.Сурин, В.Я.Лаптев, А.А.Пастухов, В.В.Качалов (их темы: революционная история, индустриализация, Великая Отечественная война; жизнь села, история армии, комсомола, милиции; образ современника и т.д.). Мастерами лирического пейзажа являлись В.В.Бубнов, Лаптев, В.Л.Якивец.
Романтизация пейзажа была характерна для творчества И.А.Кучмы, работавшего также в жанре натюрморта. И.Е.Болотских писал в манере импрессионизма. В своеобразной манере работали живописцы Н. Д. Аникин, Качалов, П. П. Ходаев, Н.В. Комаров, отошедшие от художественных традиции. Портретный жанр занимал значительное место в творчестве Ладнова, Мещерякова, Ю. Г. Шубина. Крупными вехами в развитии графики стали серии монотипий, гравюр, акварелей Ткачева, Н.Я.Третьякова, В.Н.Дьякова, Н.И.Черкасова. В скульптуре большую известность получили монументальные и станковые произведения В.А.Авакяна, В.С.Зайкова, И.В.Бесчастнова, Б.А.Маганова, Г.П.Панова, П.Я.Фоминых, А.П.Суленева, А.П.Кудрявцева, Е.И.Макарова. Прикладное искусство по сравнению с другими направлениями развивалось меньше, но и в нем имелись высокие достижения. Всесоюзную и международную известность получили гобелены Л.Я.Кудрявцевой, панно Ю.В.Егакова, ювелирные композиции Э.В.Никитина. В начале 1970-х годов в Челябинске появляются профессиональные художники-монументалисты: Л.Н.Костина, В.Г.Мишин, К.В.Фокин, С.Л.Черкашин, позже З.Н.Латфулин, В.П.Сорокин, Егаков. Их творческая деятельность была направлена на эстетическое оформление внутригородского пространства. Они украшали мозаиками, росписями, граффити, витражами общественные здания, учебные и детские учреждения, базы отдыха, производственные объекты и т. д. В 1970-80-е годы художники, объединяясь в творческие бригады, пытались отразить в своих произведениях трудовые достижения современников(выставки: "Село мое южноуральское" , "50 лет Магнитке" , "Наш современник" , "50 лет ЧТЗ" и др.). Некоторые члены Союза Художников ездили на БАМ, Дальний Восток, к нефтяникам Тюмени и т. д. Постоянно участвовали челябинские художники в оформлении общенародных советских праздников, годовщин Победы в В.О.В, фестивалей, всооружении ледовых городков на Новый год. В 1980 году у Союза Художников появился свой выставочный зал в центре Челябинска, что способствовало укреплению их профессионального положения. Челябинский Союз Художников был организатором крупных городских выставок: 3-й зональной "Урал социалистический" (1969) и республиканской "Монументально-декоративное искусство в градостроительстве" (1991). В 1989 году в Москве прошла выставка-отчет "Южный Урал".
7 января 2001 года Челябинский Союз Художников отметил свое 65-летие. За 1991-2000 годы его состав пополнился 50 новыми членами.
Жанры, представленные на выставке в Совете Федерации, традиционны: пейзаж, натюрморт, портрет. Каждый из них позволяет по-разному раскрыть грани человеческой личности, найти философию в обыденном сюжете, подчеркнуть своеобразие творческой манеры художника. Нет ничего удивительного в том, что среди челябинских художников много пейзажистов. Красота Урала, как Хозяйка Медной горы, не отпускает мастера, попавшего в ее плен. И опытные художники, у которых накоплено уже много подобного материала, год за годом на этюдах открывают для себя новые "клады". Выставка дышит живой свежестью пейзажей Анатолия Пастухова, удивляет бесконечной плоскостью "Аркаимского поля" Сергея Селиверстова, волнует ломкой линией горной деревни Николая Кудричева...
На выставке также представлены работы одного из самых уважаемых челябинских мастеров, заслуженного художника России, Николая Яковлевича Третьякова. Мудрость и сила древних гор чувствуются в его небольших, сдержанных работах. Узнаваем подчерк известного уральского художника Ивана Болотских: пейзажи становятся узорной тканью, декоративны и реалистичны одновременно. Превращаются в сказку будничные сюжеты на холстах Евгения Колесова, Геннадия Жихарева...
Живой окружающий мир бескорыстно дарит все новые сюжеты и вдохновение. Разные поколения челябинских художников черпают из этого щедрого источника, также щедро возвращая миру красоту преображенную, как ограненные самоцветы.
(по материалам сайта www.enc.chel.su и статьи Марии Аникиной)