Главная >> 5 >> 18

ЖОНГЛЕР ЖАН-ПОЛЬ ГОТЬЕ

Он вовсе не похож на икону мировой моды, каковой его всякий раз представляют поклонники фэшн-индустрии. Жан-Поль Готье скорее напоминает грустного, усталого клоуна, который по рассеянности вышел на арену без грима.


***


АНКЕТА ГЕРОЯ


Родился: 24 апреля 1952 года


Карьера: 24 апреля 1970 года стал ассистентом дизайнера в Доме моды Пьера Кардена; в 1976-м создал свою первую коллекцию (электронные украшения); в 1979-м открыл собственный Дом моды; в 1990-м создал сценический имидж Мадонны и получил всемирное признание


Любовь и дружба: "Физически меня привлекают мужчины, но с женщинами мне легче общаться, я их лучше понимаю"


Благотворительность: часть доходов отдает в фонды по борьбе со СПИДом


***


"Цирк - это та же жизнь, позитивное искусство, которое я люблю с детства. Он удивляет и позволяет показать все лучшее, на что ты способен. Я работаю ради этого праздника жизни". Что ж, если так, то за свои пятьдесят с лишним Готье овладел половиной цирковых профессий. Как опытный эквилибрист-канатоходец, балансируя на грани между вульгарностью и высоким искусством, он прошел путь от задиристого юного авангардиста до признанного классика моды.


А начиналось все в 50-х в южном предместье Парижа, Аркуэле, где родился и вырос Готье. Он был спокойным, правильным ребенком, из тех, кто всегда слушается взрослых. И совершенно самодостаточным. У него не было ни братьев, ни сестер, ни друзей. Он ни с кем не гулял и подолгу бывал один. Будущего гения моды растила бабушка - медицинская сестра и гадалка. Она с одинаковым успехом делала соседкам уколы и массаж, красила волосы и гадала на картах Таро. А Жан-Поль рос и рисовал, подслушивал тайные женские разговоры, делал макияж своему плюшевому мишке, придумывал для него наряды. В школе с мальчиком никто не хотел водиться: он не играл в футбол и вообще был не таким, как все. Все переменилось, когда бабушка разрешила маленькому Жан-Полю посмотреть по телевизору шоу кабаре "Folies Bergeres". На следующий день он прямо на уроке стал рисовать в тетрадке танцовщиц. Застукав мальчишку за этим занятием, учительница решила пристыдить его, отобрала рисунок и повесила его Жан-Полю на спину. Эффект был обратным. Среди одноклассников он стал героем. Так Готье начал свой путь к успеху.


В 70-м году восемнадцатилетний Готье под руку с мамой, страшно волнуясь, впервые переступил порог Дома моды Пьера Кардена. Жан-Поль получил место ассистента великого мастера. Ему поручили заниматься дизайном домашней утвари. Готье вдохновенно делал тарелки и попутно впитывал секреты мастерства своего учителя. Первую коллекцию (удивительные электронные украшения) под собственным именем он создаст только через шесть лет, а помогать ему в этом будет Фрэнсис Менуж - партнер по бизнесу и по жизни. Карьера складывалась не безоблачно, и прошло еще несколько лет, прежде чем парижская творческая элита приняла Жан-Поля в свои ряды. Но с каждым годом поклонников экстравагантного творчества Готье становилось все больше.


Внимание! На арене Готье-иллюзионист. Р-р-раз! И из волшебного цилиндра появляются наряды, один экстравагантнее другого. А еще знаменитые флаконы духов в форме мужского торса, одетого в стилизованную тельняшку и запрятанного в никелированную консервную банку. Готье хлопает в ладоши - и на манекенщицах корсеты с трусиками оказываются надетыми поверх одежды. Следите за руками! Ловким движением мужские брюки превращаются... в элегантную юбку килт!


В 1990 году к популярному дизайнеру обратилась амбициозная и эпатажная "материальная девушка" Мадонна. Придумывая эксклюзивные наряды для тура певицы, "Blond Ambition", Готье создал знаменитый корсет с заостренными чашечками-конусами, который прославил и дизайнера, и его модель на весь мир. Как известно, судьба всегда одной рукой дает, а другой отнимает. В том же году умер от СПИДа Фрэнсис Менуж. И с тех пор что-то навсегда потухло в глазах Жан-Поля.


Норовистые звезды капризны и избалованы вниманием знаменитых кутюрье. Некоторые модельеры высылают актрисам перед премьерами целые коллекции своей одежды совершенно бесплатно. Да что там! Они сами готовы доплатить, лишь бы кинодива щеголяла в их платье. Так было, пока на арену не вышел Готье-укротитель. Он никогда ничего не дарит, максимум - сделает скидку. Впрочем, бывают и исключения. Так, на вручение французской кинопремии "Сезар" в 1999 году "вечная Амели" Одри Тоту отправилась в платье от Готье по личной просьбе кутюрье. А вот Николь Кидман в 2003 году получала "Оскара", нарядившись в платье от Готье по собственному выбору. Жан-Поль умудрился выдрессировать даже строптивых режиссеров-интеллектуалов. Кинематограф с распростертыми объятиями принял знаменитого enfant terrible. Он создавал костюмы для фильмов едкого постмодерниста Питера Гринуэя ("Повар, вор, его жена и ее любовник") и культового испанца Педро Альмодовара ("Кика", "Дурное воспитание"). Но самым плодотворным оказалось сотрудничество с Люком Бессоном в футуристической сказке "Пятый элемент". Рыжеволосая Лилу в исполнении Миллы Йовович, перетянутая белыми ремнями, да и прочие экстравагантно одетые персонажи фильма запомнились всем без исключения.


В чем секрет Жан-Поля? Ответ подскажет главный номер программы: Готье-жонглер. Он подбрасывает и ловит, в немыслимых сочетаниях смешивает стили, жанры, эпохи, культуры. Строгость и изящество, развязность и подлинный французский шик, китч и элегантность.


На прошлой неделе Жан-Поль Готье впервые посетил Россию - приехал на открытие собственного бутика в Петровском пассаже. Культурная программа была насыщенной: месье Готье успел выпить водки и по традиции разбить рюмку на Красной площади, покидать монетки в фонтан ГУМа, посетить Большой театр, принять участие в шумных торжествах по случаю открытия его магазина. И - встретиться с нашими корреспондентами.


- Для меня большая честь быть здесь. Я люблю Москву, она оказала сильное влияние на меня, когда я создавал свои коллекции. Я мог приехать сюда уже много лет назад, но иногда не стоит торопиться... Здесь так много снега - настоящая Россия из сказки! Красная площадь было огромным снежным полем без единого следа, и этот момент навсегда останется со мной.


- Что является для вас источником вдохновения?


- Вдохновение дает сама жизнь, все, что вокруг меня. Это может быть книга, или фильм, или просто походка человека, которого я заметил на улице. В1987 году мне в руки попала книга о русском конструктивизме. Коллекция, которую я создал тогда, была основана на конструктивизме. В ней были использованы его цвет, его форма, даже кириллица. И узкие повязки на головах моделей. Именно эта коллекция стала наиболее копируемой.


- По-вашему мнению, что самое главное в моде?


- Мода - отражение общества. Дизайнер не может быть оторван от людей, он работает для них. И вещи, которые он создает, должны быть на улицах, они должны радовать всех.


- Вы всегда нарушали какие-то запреты...


- Я не революционер по духу, но чувствовал, что в моде есть какие-то сексуальные табу, которые нужно разрушить. Красота может быть разной, и часто даже то, что уродливо на первый взгляд, может оказаться красивым.


- Вы активно боретесь с глобализацией...


- В нашу страну приезжают иностранцы, мы сами ездим в другие страны - все путешествуют. Можно восхищаться другими странами и культурами, но очень важно сохранять свои корни. И во время визита в Россию я почувствовал традиции этой страны. Мне очень понравилось, что Россия не искусственно сделана, она настоящая.


- Что для вас важнее - творчество или бизнес?


- Креативная часть мне немножко лучше удается, я свободнее чувствую себя в творческой сфере. Хотя пора стать более деловым. К счастью, вокруг меня есть люди, которые соображают в бизнесе.


Кстати, бутик Готье к моменту его приезда уже работал несколько дней. И, несмотря на цены, похожие на номера мобильных телефонов, перевыполнял план по продажам в два раза.


- Найдет ли отражение в ваших новых коллекциях визит в Россию?


- Я очарован Россией не первый день и не первый год. Меня вдохновляет многое из того, что я увидел здесь. Сегодня я выйду на улицу, посмотрю, как живет эта страна. Наверняка мои впечатления потом где-то выплывут. Ждите.


- А что вы думаете о русских женщинах?


- Я восхищен элегантностью российских женщин. Когда я начинал, в моде были скандинавские модели, потом бразильянки и американки. Теперь же вокруг одни Наташи и Жени. И все уже начинают привыкать, что русские все завоевали - как в теннисе, так и в модельном бизнесе. Русские модели не просто вешалки для вещей, они умные "вешалки". Красивые, энергичные, они не просто жеманничают перед камерой, а несут в себе образ, который хочется передать.


- Каковы перспективы Москвы в мировой фэшн-индустрии?


- Когда я начинал, то подпитывался энергетикой и креативностью в Лондоне. Возможно, это связано с тем, что у них были не самые лучшие времена в экономике. Если есть экономические проблемы, люди становятся более креативными. Когда голодаешь, все время что-то придумываешь. Потом так было в Японии, а теперь, по-моему, это происходит в России.


Это очень чистая страна, и люди здесь очень молоды, очень юны. У них большой творческий потенциал.


- Что нужно носить обычной женщине, чтобы чувствовать себя королевой?


- Главное, чтобы человек ощущал себя комфортно в той одежде, которую надевает. Если ему комфортно, то он отлично выглядит.


- Вы приехали в Москву и как участник фестиваля "Мода и стиль в фотографии". Чем для вас является фотография?


- Я никогда не учился на дизайнера в специальной школе, а постигал мастерство через фотографии в журналах. Я не просто смотрю на них. Для меня это как еда, я их ем и получаю огромное количество положительной энергетики.


- А в кино вы сейчас что-нибудь делаете? Не хотели бы поработать с российскими режиссерами?


- Сегодня меня вдохновляет китайский кинематограф, я работаю над очень интересной картиной. Но я совершенно уверен: будет и российский кинематографист, который меня увлечет...


- Назовите женщин, которыми вы восхищались.


- В первую очередь это мои бабушка и мама. Это великая художница Фрида Кало. Это модели Аведона, которых я видел в журналах. Это актрисы Кэтрин Хепберн, Ава Гарднер и Марина Влади. Вообще все великие женщины находятся среди нас с вами, главное - их не пропустить.


- Кто был вашей идеальной моделью?


- Наверное, Мадонна. Столь полной взаимности у меня, пожалуй, ни с кем больше не возникало.


Вечером линии Петровского пассажа превратились в цирк. Карусели, силачи, дрессировщики, цыгане и гадалки - все для дорогого гостя. А сам Готье предстал перед восторженной публикой в шапке-ушанке и со связкой воздушных шариков в руке.


Может быть, иногда этому грустному клоуну хочется убежать от шумной толпы, остаться наедине с собой в безлюдном шатре цирка. Говорят, с тех пор как Жан-Поль потерял свою единственную любовь, он один вот уже почти пятнадцать лет. Но... Афиши расклеены, билеты проданы, а публика ждет развлечений.