Главная >> 5 >> 18

Столичное бремя Владивостока

Одной из популярных тем для обсуждения в политических кругах Приморья стал вопрос о юридическом закреплении за Владивостоком статуса краевой столицы. По подсчетам инициативной группы депутатов приморского ЗакСа, на исполнение столичных функций городу должно выделяться из регионального бюджета ежегодно по 290 млн руб., т.е. $10 млн.


Куда будут направлены эти средства в случае принятия Законодательным собранием положительного решения? На этот вопрос отвечает любопытный документ, подготовленный управлением экономики администрации Владивостока.


Сетевая деградация


Согласно "Финансово-экономическому обоснованию затрат бюджета Владивостока, в связи с осуществлением функций административного центра в 2004 г." значительная часть из 290 млн должна быть направлена на реконструкцию инженерной инфраструктуры города: электрических сетей, тепловых коммуникаций, водоводов и т.п. Так, остро нуждается в перекладке изношенный на 80-90% "Золоторожский водовод", который обеспечивает водой Ленинский район и полуостров Эгершельд, где находится много краевых учреждений. Стоит проблема строительства новых объектов: в частности, водовода диаметром 500 мм по ул. Пограничной, который позволит разгрузить "Золоторожский".


Кроме того, порядка 10 магистральных трубопроводов, питающих теплом объекты краевого значения, сегодня изношены на все сто процентов и нуждаются в срочном капитальном ремонте. Это теплотрассы, на которые "заведены" здания судмедэкспертизы, краевой стоматологической поликлиники, музыкального училища, Центра охраны материнства и детства и т.п.


Бюджетная необеспеченность


Дополнительную нагрузку, обслуживая жителей других территорий Приморья, несут не только коммуникации, но и целые муниципальные учреждения. Расходы эти - весьма значительные - также никем не компенсируются.


Такая ситуация складывается, например, в отношении больниц, работающих в системе обязательного медицинского страхования, детских санаториев, медико-социального центра восстановительного лечения детей. Все расходные статьи этих учреждений финансируются исключительно из бюджета города, хотя обслуживают они пациентов со всего края.


Даже в муниципальных образовательных учреждениях Владивостока, таких как школа-интернат, школа для слабослышащих и т.д., содержатся и обучаются около 300 детей из районов и городов Приморья. Затраты на их содержание составляют для бюджета города 18,3 млн руб. ежегодно. Плюс организация краевых мероприятий, которые проводятся на базе городских учреждений дополнительного образования. На них уходит около 3% суммы текущего содержания учреждений, или около 2 млн руб.


Экозатраты


Другая составляющая "столичных" трат Владивостока - экологическая. Скажем, проектирование и строительство полигона твердых бытовых отходов во Владивостоке требует 12,6 млн руб. Содержание городских лесов, проведение лесозащитных мероприятий, в т.ч. охрана от пожаров, обходится ежегодно в 5 млн руб., хотя расходы эти должен нести вышестоящий бюджет - лесные массивы вокруг Владивостока находятся в федеральном ведении.


Содержание пляжей и защитных прибрежных полос, которые, согласно "Водному кодексу", также имеют федеральный статус, обходится городской казне в 3,4 млн руб. На очистку рек, водоемов и родников, расположенных на территории города, необходимо финансирование в размере 4,7 млн. Вообще же, по расчетам специалистов "Серого дома", для сохранения устойчивой экологической обстановки в рекреационных зонах краевого значения требуется минимум 8 млн руб. дополнительных средств.


Лицом к миру


Весьма недешево стоят Владивостоку представительские функции.


Учитывая, что ежегодно Владивосток посещают 1,1 млн человек, которые проводят на его земле в среднем 5 дней, только на уборку территорий необходимо привлекать дополнительно 200 человек. Общие расходы на зарплату дворникам и вывоз мусора составляют, таким образом, 3,7 млн руб.


14 городских улиц - от въездной магистрали до площади Семеновской - располагаются по пути гостевого маршрута. Это 21 погонный километр дорог, или пятьсот тысяч квадратных метров асфальта. Природно-климатические особенности Владивостока и растущая интенсивность автомобильного движения вынуждают ремонтировать дороги каждые три года. Учитывая, что стоимость приведения в порядок одного квадратного метра асфальтовой дороги составляет 324 руб., несложно подсчитать, что городскому бюджету требуется тратить на обновление дорожного покрытия гостевого маршрута 55,4 млн руб. ежегодно. Реально же, учитывая скромные финансовые возможности владивостокской казны, выделяется лишь 5-8 млн руб. в год.


Однако ремонт дорог - это еще не все затраты по содержанию визитной карточки города. Уборка - механизированная и ручная - обходится еще в 28 млн руб., ремонт и прочистка ливневых коллекторов - в 3 млн, озеленение скверов и цветников в пределах центральных улиц - 4,5 млн, наружное освещение улиц - еще 6 млн. Таким образом, в целом на гостевой маршрут ежегодно необходимо тратить около 100 млн руб.


Администрацией Владивостока финансируется проведение праздников, конкурсов и фестивалей не только краевого, но и федерального значения. Около 15 млн руб. в год необходимо на обеспечение дополнительных мер безопасности во время проведения спортивно-массовых мероприятий, приема спортивных делегаций. На международные соревнования расходуется еще 6,3 млн руб., на комплектование и подготовку сборных команд края и Федерации - 5 млн. Самым затратным спортивным направлением являются работы по приведению в достойное состояние городских стадионов: на информационные табло и искусственное покрытие беговых дорожек необходимо выложить 37 млн руб.


Из городской казны финансируется и международная деятельность муниципалитета. Ежегодно осуществляются обмены официальными делегациями, приемы иностранных послов. Представители Владивостока также регулярно посещают города-побратимы, спортивные, культурные события за рубежом, участвуют в международных, внутрироссийских конференциях, семинарах и олимпиадах. Следует отметить, что эта деятельность пока никак не компенсируется казне города, так же, как и затраты бюджета Владивостока по выводу из оборота земель в бессрочную аренду консульствам иностранных государств. Например, в прошлом году администрацией города были выполнены работы по подбору участка для размещения в приморской столице Генерального консульства КНР. Материалы подготовили по семи участкам, из которых представителями Китая выбран один. Общая стоимость работ, проведенных тогда управлением муниципальной собственности мэрии, составила 100 тыс. руб.


Ветхое жилье и официоз


Вот уже несколько лет во Владивостоке действует программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда. "Поскольку основная масса старых строений расположена именно в центральной части города, она ухудшает внешний облик Владивостока, сдерживает развитие городской инфраструктуры и снижает привлекательность в глазах потенциальных инвесторов", - делают вывод специалисты управления экономики "Серого дома". Решить проблему переселения силами лишь городского бюджета нереально - на 150 млн руб., предусмотренных программой в 2004 г., можно построить жилье лишь для 300 семей, тогда как нуждающихся в расселении - несколько тысяч. Значит, без софинансирования программы со стороны администрация края не обойтись.


На территории Владивостока сосредоточено большое количество краевых и федеральных органов государственной власти. Подсчитано, что в связи с передачей этим структурам 37 объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование упущенная выгода городской казны составляет 21,6 млн. Еще 9,3 млн руб. бюджет недополучает по линии аренды объектов, находящихся в оперативном управлении госучреждений. К тому же федеральные и краевые службы, там, где они все-таки оплачивают аренду, показывают себя не слишком дисциплинированными плательщиками. Текущая недоимка средств с их стороны составляет 8,6 млн руб. в год.