Главная >> 5 >> 18

ПАМЯТИ РУДОЛЬФА НУРЕЕВА

Насытить танец мастерством


Приглашенные артисты блестяще "станцевались" с местной труппой в рекордно короткие сроки


В эти дни проходит "европейская" часть XI Международного фестиваля балетного искусства им. Р. Нуреева. Началась она премьерой сезона - "Ромео и Джульетта" в постановке Шамиля Терегулова. Вдохновенное выступление Гульсины Мавлюкасовой (Джульетта), Ильдара Маняпова (Ромео), Дмитрия Кожемякина (Меркуцио) и других на протяжении всего спектакля сопровождалось восхищенной реакцией публики. Впервые в этом спектакле среди "своих" появился "чужой": в роли неистового Тибальда на нашей сцене дебютировал солист Каирской оперы Хани Хассан.


- Мне очень приятно работать с Хани, - сказал Шамиль Терегулов. - А педагогу работа доставляет удовольствие при условии, если артист тебя понимает, схватывает суть образа, вникает в хореографический текст, успешно его осваивает. На мой взгляд, за столь короткий репетиционный период Хани проделал огромную работу, проявив себя весьма экспрессивным и талантливым танцовщиком. Причем, помимо чисто технической стороны, он показал себя актерски очень интересно. У него своя собственная трактовка образа Тибальда, и, надо сказать, интуиция его не подвела. А если учесть, что не было ни одной репетиции с оркестром из-за невероятно плотного графика, то можно считать, что Хани просто совершил подвиг, станцевав партию Тибальда. Ведь музыка Прокофьева нетрадиционно сложна, она не балетная в обычном, классическом понимании. К примеру, мне самому тяжело было привыкнуть к этой музыке, найти необходимые нюансы во время предпостановочной работы. Когда же приступили к репетициям, то и концертмейстеры, и актеры - короче, все прошли сложный путь привыкания к Прокофьеву. Зато позже мы настолько полюбили эту музыку, что кажется, ничего естественнее и "танцевальнее" и быть не может. Так вот, у Хани не было такого подготовительного периода, необходимого для полной адаптации. Впрочем, знаете, это теперь мы позволяем себе "поплакаться". А на спектакль шли без страха и сомнений. Я поздравляю Хани и буду чрезвычайно рад, если судьба подарит нам еще не одну творческую встречу. Желаю ему успехов в профессии, много новых интересных партий. Что еще нужно артисту балета? Он счастлив именно этим.


Сам Хани Хассан так отозвался о своем участии в балете уфимцев: "Я старался отдать все силы, вложил в роль Тибальда свою душу. Мне действительно было нелегко. Первый раз слышал оркестр - до этого были репетиции только под фортепиано, впервые танцевал в костюме, видел декорации - в общем, слишком много отвлекающих факторов. Зато и удовольствие от результата вдесятеро большее, другой вкус от работы. Между прочим, спектакль, несмотря на сложности, получился "живым". Я, кстати, люблю "открытые" партии, где можно не только показать пируэты, но и вытащить что-то из сердца, установить контакт со зрителями. Сейчас у меня такое чувство, словно сын родился. Каждый созданный образ - это мой ребенок. Были, скажем, Зорба, Конрад, а теперь к ним добавился Тибальд. Мистер Шамиль меня очень многому научил. Я благодарен ему за заботу и терпение. Буду счастлив, если удастся поработать с ним вновь, выступить на сцене, которая помнит Рудольфа Нуреева. Это для меня огромная честь".


13 марта в балете Юрия Григоровича "Лебединое озеро" в сложнейшей партии Белого и Черного лебедя перед публикой предстала ведущая солистка "Кремлевского балета" Жанна Богородицкая. Одетта с ее выразительным рисунком рук, благородно-строгой пластикой, нежностью и одновременно трепетностью линий и Одиллия, женщина-вамп, каждый жест которой выражает уверенность в себе, властность, сознание собственной неотразимости, - такие разные женские образы, созданные Богородицкой, были одинаково убедительны. Когда же закрылся занавес, "кремлевская" прима посетовала на то, что лишь накануне встретилась с партнером Михаилом Евгеновым. Тем не менее все дуэтные сцены, не говоря уже о сольных выходах, прошли на очень хорошем уровне.


После спектакля, за кулисами, Жанна горячо благодарила и педагога-репетитора Людмилу Шапкину за те усилия, которые она приложила, чтобы их дуэт был слаженным, и вообще всю труппу - за "отзывчивость". - Я видела по их лицам, как они болели за нас - и педагоги, и актеры, и Шамиль Ахмедович. Это служило стимулом, хотелось оправдать их надежды. Да и, в конце концов, зрители - и те, что видели "Лебединое" впервые, и истинные ценители балетного искусства, не хотят знать о наших закулисных проблемах: о бессонной ночи, об акклиматизации и прочем. Они приходят, чтобы прикоснуться к празднику, волшебству. Я считаю, что любой человек хотя бы раз в жизни должен увидеть чудо, название которому "Лебединое озеро". Потому что "Лебединое" - спектакль из спектаклей. Это первый балет Чайковского, и каждый его фрагмент, каждая нота прекрасны и составляют единое целое. Эта музыка вдохновляет, под нее хочется танцевать. Зрители, в свою очередь, хотят зарядиться хорошим настроением, яркими впечатлениями, вдохновением, наконец. И поскольку в сказке тоже есть "мораль", возможно даже заронить себе в душу немного доброты, тепла, сострадания. Судя по аплодисментам, публику мы по крайней мере не разочаровали.


Следует заметить, что, когда приглашенный солист "встраивается" в рекордно короткий срок в спектакль местной труппы, - это обычная практика. Так что ни в случае с Хани Хассаном, ни в случае с Жанной Богородицкой, которая "станцевалась" с Мишей Евгеновым всего за одну репетицию, ситуация не была из ряда вон выходящей. И то, что партии главных героев и всех остальных персонажей "звучали в унисон", лишний раз свидетельствует о профессионализме исполнителей. Актерские же жалобы на катастрофически малое количество репетиций можно услышать только после спектакля. И никогда - до. Ведь фестиваль - это еще и проверка на мастерство. А стремление к совершенству, убежденность, что способен раскрыться еще полнее, ярче, - так естественны для актера. Не удивил поэтому ответ Жанны на вопрос, что побуждает снова и снова, невзирая на связанные с поездкой трудности, принимать приглашение на участие в фестивале: - Жизнь балетная слишком коротка, а хочется успеть так много - станцевать в разных театрах, на разных сценах, с разными партнерами. К тому же я отношусь к той половине человечества, которой нравится путешествовать. В моем случае это относится и к профессии. Я люблю знакомиться не только с новыми странами, городами, но и с театрами, труппами, с их уникальной атмосферой, особенным характером. Увидеть что-то непривычное, неожиданное, поучиться да и себя показать тем, кто смотрит на тебя "свежим" взглядом, - моя потребность. Мне необходимо наполнить свою душу, чтобы затем в спектаклях, подобных "Лебединому озеру", насытить этим свой танец и отдать зрителям.