Фильм Андрея Кравчука "Итальянец" покорил немецкого зрителя
Берлинский международный кинофестиваль все реже балует своего зрителя добрыми, душевно богатыми картинами, у него теперь другая направленность, но праздник детских фильмов, уже 28 лет сопровождающий этот фестиваль, иногда еще дарит кинематографические открытия. В 1999 году таким открытием был "Стриптиз" (Израиль) Амнона Котлера, в 2000 году - "Цвет рая" (Иран) Маджиди, а в 2005 году такой была картина Андрея Кравчука "Итальянец" (Россия).
Картина суровая. Она о детях, но не хотелось бы ее назвать детской, думается, фильм снят для нас и адресован нам, взрослым. Он заставляет нас душевно соприкоснуться с болью Вани Солнцева, шестилетнего мальчика из детского дома, который не знает, где его мама и жива ли она. А маму он хочет отыскать непременно, потому что он уже прошел процедуру усыновления в иностранную семью. Приехавшим из Италии в зимнюю Россию супругам мальчик понравился, а самому ему говорят, что в России у него родных нет.
Но вот Ваня видит, как в детский дом приходит "заблудившаяся" мама, чтобы увидеть своего сына. Ваня с ним дружил, но тот уже уехал, мальчика тоже усыновили иностранцы, и родная мать никогда уже его не увидит. Ваня, представив себе свою, ему незнакомую маму, предполагает, что ведь и она вдруг может начать его искать, а его уже в России не будет. Ваня Солнцев хочет удостовериться, жива ли его родная мама и где она. На его долю из-за этого выпадает много опасностей, но он ищет маму не столько для себя, сколько ради нее, чтобы у нее не болело сердце, если она когда-нибудь узнает, что его уже тут нет.
Нет, фильм не детский, он о нас и для нас. И сила его в одухотворенности детской веры в добро и справедливость. Главной пружиной сюжетного действия в нем является сострадание и любовь к каждому, совершенно к каждому человеку. Берлинский зритель почувствовал эту пружину и назвал фильм первым фаворитом фестиваля, обосновав свой выбор тем, что "этот фильм сделан на сердечной боли, на сочувствии".
Шестилетнему Ване уготовано жить в жестоком быту, но он принимает все окружающее доверчивым и добрым сердцем ребенка и побеждает в самых страшных испытаниях. А таких в фильме немало. Жестокость условий лишь фон, на котором осуществляется мечта мальчика. Мир, представленный нам в картине, живет верой, и от нее светлеют все самые угрюмые и жестокие ситуации.
Смотреть бездуховные фильмы небезопасно, они оставляют незаметные рубцы и уводят от смысла собственной жизни.
Фильм Андрея Кравчука потревожил берлинского зрителя, напомнив ему о сущем.
К концу картины Ваня Солнцев должен выстоять в единоборстве со взрослым мужчиной, охотящимся за ним; и когда мальчик в отчаянии сжимает в руке разбитую бутылку с острыми краями и кричит: "Не подходи!" - то на мгновение перед нами с огромной силой художественности открывается дикость и жестокость взрослого мира.
У сострадания в России глубокие корни, и неустанно от них идут новые побеги. По Достоевскому знаем, как дети спасают взрослых. Мальчику в фильме удается усмирить взрослого, чтобы тот мог оглянуться и понять свой дикий поступок.Охотящийся за ним взрослый отпускает Ваню Солнцева, он уходит, чтобы встретить свою маму. Фильм кончается благодарным и просветленным лицом мальчика. Мы рады за него. Мы ему верим. И незаметно для нас самих все же растет сомнение - делаем ли мы все, чтобы облегчить путь этих детей. Их много в мире, они есть в каждой стране. И мы в ответе перед ними.
Картина Андрея Кравчука "Итальянец" явилась на фестивале свидетельством живой силы кино, вырастающего из глубокого и чистого корня сострадания. И хочется верить, что в основе этого удивительно чистого фильма лежит осознанная режиссером нравственная ответственность искусства.
Ассоциация ненасильственного экрана в Германии избрала для своей работы в школах и университетах в ряду выдающихся произведений экранного искусства фильм Андрея Кравчука "Итальянец" и полагает, что он будет широко показан в кинотеатрах Германии.