ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Ф.И.О. Полунин Вячеслав Иванович
Дата рождения 12 июня 1950 года
Место рождения г. Новосилъ Орловской области
Образование Ленинградский институт культуры
Звание Народный артист России, почетный житель Лондона
Призвание Клоун
С ФАНТАСТИЧЕСКИМ УСПЕХОМ В МОСКВЕ ПРОШЛО "сНЕЖНОЕ ШОУ" ВЯЧЕСЛАВА ПОЛУНИНА. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛЕГЕНДАРНОГО АРТИСТА НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ПРОШЛОГОДНИМ СНЕГОМ. ВСЕ ВО ВЛАСТИ ВДОХНОВЕНИЯ.
Главное - импровизация и необузданный порыв - Рассказывают, во время представлений даже вы сами не знаете, что произойдет в следующий момент. Неужели это правда?
- Разумеется, общий сценарий шоу в моем сознании существует. Но я предпочитаю работать спонтанно, полагаясь на импровизацию и мимолетное желание. Так работал Чарли Чаплин, который считал строгое соответствие сценарию профессиональным невежеством. Он составлял что-то вроде заметок для памяти, в которые записывал свои мысли. Самый великий в мире клоун доверчиво отдавал свое творение во власть необузданного порыва. Впрочем, на этот раз я решил показать москвичам свое шоу в английском стиле. Это когда внутреннее напряжение, накал страстей и буря эмоций достигаются при внешней сдержанности и даже с присутствием леденящего холодка. - Вы обещали упоительную фантазию, уносящую в мир снов и тайн, а тем временем готовили снежное королевство с кривыми зеркалами?
- Мое "сНежное шоу" не имеет ничего общего ни с советскими, ни с голливудскими установками - обязательно "за" или "против", обязательно борьба добра со злом. Я показывал то незыблемое и вечное, что называется человеческой душой. Для меня всегда была важнее магическая часть действа, чем социальная. Поэтому я никогда не призывал к свободе, протесту и прочим бесполезным вещам. Свобода для меня была и остается вторичным понятием, на первом плане - душа. Это как с любовью, от которой одни ждут надежного тыла, другие - достатка, третьи - потомства. А для меня любовь - это когда все кажется волшебным и лучезарным.
Вожу с собой по миру и радугу" и снег - Вы говорили, что у каждого человека и у каждого народа свое понимание прекрасного. Тогда как вам удается достучаться и до "горячего финского парня", и до прагматичного немца, и до русского с его всегда загадочной душой?
- Различие в темпераментах, бесспорно, вносит существенные коррективы в шоу. Самым сложным оказалось покорить американскую публику. Сейчас уже пять месяцев "сНежное шоу" с большим успехом идет в Нью-Йорке, но сначала я никак не мог достучаться до сердец американцев. Что бы я ни предпринимал, не возникало ощущения, что "мы вместе покушали". Потом я понял, что "нежностью" американцев никак не возьмешь. Пришлось прибегать к насилию - вплоть до задирания почтенным дамам ножек в присутствии их мужей. Так я имитировал "самый чудодейственный в мире массаж". Жителям безумного Нью-Йорка требуется бешеная энергия - и никак иначе. По мощи, страсти, ритму с этим городом не может сравниться ни один другой. Еще американцы обожают, когда с ними играют, когда они сами участвуют в импровизации - за это их и называют вечными детьми. Они ни за что не будут безучастно созерцать происходящее на сцене, как это делает европейский зритель.
- Наверняка вы надеялись, что в Москве будет полная гармония - настоящая русская зима и ваше ласковое, как пух, представление. Вам не помешало, что зима в столице нынче выдалась теплая, мягкая, как в Лондоне или Париже?
- Куда бы я ни приезжал со своим шоу, начиналась свистопляска с погодой. Помню, в день премьеры в декабре 1993 года в Лондоне выдался единственный за всю зиму снежный вечер. Но поскольку я больше не вправе рассчитывать на милость Всевышнего, то снег вожу с собой. Таможенники всех аэропортов мира не перестают удивляться нашим чемоданчикам, на которых написано: "радуга - 12 кг", "дождь - 30 кг" и, конечно же, "снег". Так что природу, следуя совету одного философа, я вожу с собой.
Все дети - гении, я точно знаю
- В качестве укромного уголка для частной жизни вы выбрали предместье Парижа. Говорят, уже построили там сказочный дворец, который не уступает фантастическим владениям самого Сальвадора Дали?
- Это чистая правда. В ванной комнате у меня льется водопад, создатель которого получил за свое изобретение международную премию и кучу денег. В огороде долгое время стояла огромная Вавилонская башня из дров и веток деревьев. Но самое удивительное в моем доме - это комната моего любимого героя Щелкунчика. Заходишь в нее - и сразу оказываешься как будто под столом, а все предметы видятся огромными, как в детстве. Когда я был маленьким, я очень любил играть под столом -строил там дома, пароходы, устраивал представления. Я придумывал для кукол дилогии, истории, пытался наделить их душой, характером. Сейчас я хочу видеть те же сны, какие мне снились в детстве, так же мечтать и летать. Все дети - гении, я это точно знаю.
- Кстати, чем занимается ваш сын?
- Он как раз живет с мамой в Нью-Йорке. Нью-Йорк - идеальное место для молодого человека. Он учится всему, чему только возможно, - рисованию, музыке, танцам. Каждая минутка у него расписана.
- Своим удивительным талантом вы покорили Старый и Новый Свет. А какой город на вас произвел самое сильное впечатление?
- Как ни странно, Амстердам, где я встретил наступивший Новый год. Весь декабрь все жители Амстердама заняты только одним делом - закупают пиротехнику. И в новогоднюю ночь устраивают невиданный праздник огня и света, который напоминает языческие представления. Это вам не "пых-пых" на провинциальной площади под свистки милиционеров, а настоящая сказочная феерия. И главное - ни одной пьянки за всю новогоднюю ночь, ни одного происшествия. Разве это не чудо?!
Объявляю набор в "Академию дураков"
- А какое чудо ждет в будущем нас, ваших самых любимых зрителей?
- Я давно хочу напротив Зимнего дворца в Петербурге построить фантастический мир из воздушных замков. Правда, пока на это нет денег, но мечта слишком светла и велика, чтобы я от нее отказался. В апреле в Одессе состоится премьера моего нового спектакля "До-До", который полностью завладел моим воображением. Еще я объявляю прием в "Академию дураков", которую решил сделать супервысшим учебным заведением. Как говорил Маяковский, устроим всемирный праздник таких богатых и пестрых нищих. Кстати, выпускники первой "Академии дураков" работают сейчас в "сНежном шоу". Моим партнером в Москве был замечательный ученик академии, сын моей любимой актрисы Ольги Волковой - Ваня. Сначала он работал у меня помощником по свету, а теперь выучился на дурака. Прогресс, как видите, налицо. - Мы охотно верим, что быть клоуном - великое счастье, но как стать таким клоуном, перед которым снимает шляпу весь мир?
- Это просто и в то же время сложно. Смехом ради смеха не завоюешь мир, как и самыми тонкими шутками. Ранний Чехов со своими "Осколками" хорош, но это всего лишь Антоша
Чехонте. Чехова признали великим русским писателем и мировым классиком потому, что он сумел показать предмет - яблоко, дождь, чайку - как цельный предмет, отдельный мир. Творец кладет яблоко на скатерть - получается Сезанн. Добавляет дождь - и вот у нас есть Верлен. Он пускает в свою мастерскую простую девчонку с улицы - и выходит "Мадонна" Рафаэля. Видит бродягу-неудачника - и делает из него Чарли. Я когда-то решил создать причудливый мир бродяг, музыкантов, поэтов и романтиков - так возник трогательный человечек Асисяй. Но он был всего лишь осколком, а я хочу сочинить эпическое произведение, не сатирическую миниатюру. Уже есть зима -сНежная, но, несмотря ни на что, волшебная. Теперь надеюсь на приход болдинской осени. А умный я такой, потому что постоянно читаю - в дороге, перед концертами, когда засыпаю и когда встречаю новый день. Таким образом я тренирую свои мозги. Ведь глупый клоун - просто дурак, а чтобы стать шутом, надо перещеголять короля, все правительство и, разумеется, всю свиту.
ВЛАДИМИР ГЕРДО (фото)
***
СПРАВКА
Слава Полунин, несмотря на желание матери видеть его инженером, бросил Ленинградский энергетический институт и стал заниматься пантомимой, окрестив ее "экспрессивным идиотизмом". Вскоре появился дуэт Полунин-Скворцов. А уже через год родился Асисяй. Впервые зрители увидели Полунина-Асисяя в "Новогоднем огоньке" 1980 года в номере с двумя надувными телефонами и трогательным монологом о любви, одиночестве и счастье. Асисяй был многолик и многогранен - нежный, наивный, иронический и полный решимости в своем непоколебимом: "Зя!" И тогда возникла мысль, что каждая грань может вырасти в отдельный персонаж. Так родилась идея театра клоунов "Лицедеи", с которым Полунин проработал до начала 90-х. "Мим-парад" и "Конгресс дураков" - фестивали артистов пантомимы, которые придумал Полунин. Но сам с особой нежностью вспоминает свой проект "Караван века" - странствующий театральный фестиваль. В 2001 году на театральном фестивале Москвы Слава Полунин представил новый проект - "Бабы-дуры". Тогда же начались бесконечные гастроли собственного театра Полунина с программой "сНежное шоу".