Главная >> 5 >> 18

ЛОСКУТНЫЕ ВЕСТИ

Раз в год я пишу что-нибудь в мою любимую газету, а в этом году поленилась. Что ж, придется написать обо всем сразу.


И начнем с Франции. Читатели уже знают, что в Гатчине в 2002 году появился квилт-клуб "Гатчина" на базе Общества русско-немецкой дружбы, и каждый год мы устраиваем в родном городе выставки. Но мы еще ездим по нашей необъятной России и за рубеж. В прошлом году были на юге Франции в Ля-Бурбуле на Втором Европейском фестивале "Крези-печворк", а в этом поехали на север Франции в провинцию Эльзас на 10-й Всемирный фестиваль "Лоскутный перекресток", который проходил в маленьких городках под Страсбургом. Со всего света съехались четырнадцать тысяч участников, включая даже такие далекие страны, как Австралия и Океания. Поистине Всемирный форум лоскутниц...


Россия в таком мероприятии участвовала впервые и, что очень приятно, заняла первое место! Гран-при получили японцы. Для нас, обыкновенных женщин, которые не имеют денег, не имеют хороших швейных машин и приспособлений для лоскутного шитья (а увлечение не дешевое) - это огромная победа! А все потому, что мы очень любим свое дело, любим до самозабвения!


Мы проехали тысячи километров на дешевом автобусе. Мы привезли свои работы и удивили весь мир той любовью и эмоциями, которые буквально выплескивались с русских полотен.


Когда наша делегация попала в Японский павильон, то мы просто потеряли дар речи. Сколько сдержанного вкуса, изящества, неброской, щемящей красоты мы увидели на их панно! Да, японцы где-то там, на вершине, мы - у подножия лестницы, а весь остальной мир разбросан по ровной долине. Где-то получше, где-то похуже, но везде как-то одинаково скучновато. И даже трудно разобрать, где Америка, где Германия, где Франция, Турция, Австралия или Кот-де-Вуар. Самое главное, нет мысли, нет идеи, а идет переливание из пустого в порожнее, обыгрывание одних и тех же тем, но обыгрывание аккуратное и тщательное. Конечно, у них есть хорошие швейные машинки. Или женщины не работают, сидят дома и терпеливо шьют вручную. А наши дамы утром на кране, вечером с детьми, а ночью с лоскутами...


Но наши дамы чудесно поют русские песни в автобусе, не пищат, если их поселили в плохую гостиницу, рады экскурсиям и новым впечатлениям. А впечатлений опять масса и они совсем другие, чем в прошлом году, когда мы побывали в "медвежьих углах" Франции. На этот раз мы ощутили все ее великолепие и блеск! Перед нами открылись замки Луары, их древняя и хитросплетенная история, старинные интерьеры, коллекции картин, оружия и гобеленов, обворожительные французские сады и парки.


И мы "опять захотели в Париж"... А французские устроители фестивалей предложили нам на следующий год безарендные выставочные площади, только бы снова увидеть творчество русских. Ну, как не согласиться! И опять придется есть любимую картошку в мундире и собирать в шкатулочку евро. Ведь они там ждут очередного "русского чуда" и разочаровывать мир не надо.


Но и в России лоскутницам жить не менее интересно. Только вернулись из Франции, а уже приглашают на Урал в Екатеринбург.


Министерство культуры Свердловской области, благотворительный фонд Павлова и творческая мастерская авторской куклы "Дар" под руководством Ольги Бабурчиной организовали очень интересный проект "С берегов Невы на берега Исети". Были приглашены ведущие клубы Петербурга, куда вошли и два клуба из области: "Гатчина" и "Штучка" из Соснового Бора.


Приятно, что Урал спонсирует такие мероприятия, в отличие от Северной и "Южной" столиц. Поездка была бесплатной. Выставочный зал был просторный и удобный для экспозиции. Располагался он в усадьбе купца Ошуркова. Ампирное здание XIX века, а рядом деревянный дом сказочника Бажова, где тоже теперь музей. И вокруг темные деревянные дома с каменными мезонинами. Экзотика Екатеринбурга, т.к. это один из последних островков старинного города, еще хорошо помнящего Демидовых и гордящегося своей былой славой русских мастеров.


Обычно о каких-то новых явлениях в нашей советской жизни я узнавала в Свердловске, а потом встречала это в Ленинграде и Москве. Поэтому я и удивилась, что в таком "продвинутом" городе так мало знают о квилте. Новосибирск, Омск, Нижний Тагил, Тюмень - везде шьют, а тут нет.


И эта поездка питерских клубов практически оказалась лоскутным десантом. Посещаемость выставочного зала превзошла все ожидаемые прогнозы. А мы каждый день давали мастер-классы. Люди захотели постичь эту "науку". Как тепло нас там принимали, как искренне обо всем расспрашивали. И так не хотелось снимать и увозить домой выставку, как будто у ребенка отбирали куклу.


Но и мы почерпнули для себя много интересного. Замечательная народная умелица из города Шадринска поделилась с нами секретами своего мастерства в области народной куклы. А еще мы побывали на Всероссийском казачьем празднике, где выступали народные коллективы, и на настоящих казачьих кулацких боях, где дерутся на улице по морозцу "стенка на стенку".


Уезжать не хотелось. Но надо домой, на работу. А дома, о ужас! Через 2 месяца объявленная уже год назад выставка лоскутного портрета! Уже все приглашены, в том числе СМИ, ведущие клубы Питера и области. А еще, как говорится, и конь не валялся. И вот началась работа. Каждый день нам приносил какой-нибудь сюрприз. То не подобрать фон к портрету и вдруг вся группа видит подходящий шарфик на одной из наших дам. Этот шарфик сразу идет в дело и разрезается на кусочки. А взамен на следующее занятие "жертве" приносят другой. То машинка стала петлять, пришлось дошивать на руках; то кривую рамку сделали умельцы-плотники. То муж за три дня до открытия вернисажа выбрасывает на помойку и портрет, и все лоскутки: "Мне надоел беспорядок в доме!" Надо же, проснулся! И за два дня рождается новый портрет.


Все было и прошло, а осталась выставка, выставка, которая согрела не одно сердечко в Гатчине.


И мне хочется особо поблагодарить художников Д. Паныча, А. Златкина, А. Гофмана и Ю. Прохорову, которые откликнулись на мою идею совместной экспозиции. Откровенно говоря, у меня не хватило времени поездить по мастерским и отобрать работы, созвучные нашему искусству. Все переговоры велись по телефону, поэтому не вышло цельности экспозиции. Но я надеюсь, что в дальнейшем мы продолжим это сотрудничество. Не надо замыкаться в узкой цеховой колее. Подобные контакты обогащают обе стороны и дают пищу для новых творческих идей. А планов впереди тьма...