Экранные героини этой актрисы стали воплощением идеала, о котором мечтали мужчины во все времена. "Артисты - это Боги! А Боги всегда одиноки". Такое послание она получила от Александра Вертинского с его фотографией, после единственной совместной с ним работы в кино. Стоит только назвать фильмы с ее участием - "Садко", "Анна на шее", "Двенадцатая ночь", "Ведьма", "Судьба барабанщика", как тотчас перед нами предстает образ звезды советского экрана 50-х - Аллы Ларионовой.
ОНА ВЫРОСЛА в достаточно обеспеченной семье: отец работал в пищеторге, мама - в детском саду. Еще школьницей Ларионова стала участвовать в массовках, которые снимались на "Мосфильме" в основном по ночам. Маме это не очень нравилось. Но Алла уже решила, что после школы обязательно пойдет учиться на актрису.
- Сначала узнала, что есть ГИТИС, - вспоминала Алла Дмитриевна. - Выяснила, где он, и пошла на экзамены. Принимал Гончаров. Безумный красавец! И я от волнения забыла текст, который должна была читать. Стою и молчу. Он так с ехидством спрашивает: "Девочка, сколько ж тебе лет?" Смущаясь, отвечаю, что семнадцать. А он: "Так в семнадцать надо память иметь получше..." В институт меня все-таки приняли. Одновременно поступила и во ВГИК.
Лето 1948-го стало для Аллы Ларионовой счастливым. Сергей Герасимов и Тамара Макарова набирали новый курс. Вначале Сергей Герасимов никак не хотел зачислять на свой курс молоденькую абитуриентку - она ему не понравилась ни внешне, ни как будущая актриса. Уговорила мужа Тамара Макарова.
Алла Ларионова выбрала для себя кинематограф. Разве можно было противостоять таким знакам судьбы, которые были ей даны!
Еще школьницей Алла попала на вечер актеров кино в Бауманском районном доме культуры. Вместе с девчонками она стояла в проходе. А актерам, чтобы подняться на сцену, нужно было по этому проходу пройти через зал. Один из них, мужчина средних лет и высокого роста, случайно толкнул Аллу. Другой бы прошел мимо и глазом не моргнув, а этот обернулся и сказал: "Деточка, милая, я задел тебя. Извини, пожалуйста!" Наклонился к ней и... поцеловал. Все обомлели: ведь это был сам Михаил Иванович Жаров! Несколькими годами позже они снимались уже в одной картине и подружились.
- Как раз в те годы у него родились дочки, и стоило с ним заговорить, наша беседа тут же сводилась на его девочек: как они спят, как ведет себя желудочек, как он стирает их пеленочки... Он был от них в совершеннейшем восторге, весь светился от отцовского счастья! Вообще Михаил Иванович был добрейшим и обаятельнейшим человеком. Мою дружбу с Жаровым в свое время окрестили бурным романом. Красивая легенда, но в данном случае мне даже приятно, что ее кто-то сочинил.
...На последнем курсе ВГИКа режиссер Александр Птушко пригласил ее на роль красавицы Любавы в сказке-былине "Садко". Успех был огромным. Фильм получил "Серебряного льва" Венецианского фестиваля.
В середине 50-х Ларионова становится звездой советского кино. На экраны страны выходит знаменитый фильм "Анна на шее", который видели миллионы зрителей.После этой работы сам Чарли Чаплин предложил актрисе Алле Ларионовой сниматься в Голливуде. Но были не те времена, чтобы откликнуться на это заманчивое предложение...
- Провожали нас в Венецию на высшем уровне, - вспоминала Алла Дмитриевна. - Нам, трем актрисам, срочно за три дня сшили из одинакового материала платья. К счастью, разных фасонов. Правда, по возвращении мы их сдали.
Ее появление в Венеции вызвало бурю восторга. Жерар Филип писал ей стихи. Зарубежные продюсеры и режиссеры наперебой предлагали сниматься. Голливуд боролся за право предложить ей контракт.
- Вряд ли они сделали бы меня суперзвездой, - говорила в одном из интервью Алла Ларионова. - Скорее всего, я нужна была им как экзотика. По своей натуре, мне кажется, я не была создана для Голливуда. Хотя... Да что говорить об этом! В Венеции другие за меня отвечали: мол, у нее контракты чуть ли не на пять лет вперед! Но я-то знала, что работы эти пять лет как раз больше, может, и не представится.
В те дни в Венеции Ларионова старалась даже не вспоминать, что буквально накануне отъезда была на пробах у Исидора Анненского, который отбирал актрис в свою новую картину "Анна на шее". Было такое количество претенденток, что даже ободряющие слова режиссера, чтобы ехала на кинофестиваль со спокойной душой, ее не обнадеживали.
- Уж я-то знала, что режиссерам верить нельзя! - признавалась актриса. - Вселят надежду, а потом - по своей или чужой воле -предложат роль другой.Оттого и возвращалась в Москву с предчувствием серых будней. И как же была счастлива, когда уже у трапа самолета мне сообщили, что через несколько дней я буду сниматься в роли Анны!
Когда делегация вернулась из Венеции, среди встречавших был и Николай Рыбников - тогда еще только начинающий актер. Он с нетерпением ждал Аллу, в которую был влюблен еще в институте. Но актриса была в ту пору сильно увлечена знаменитым актером Иваном Переверзевым, с которым вместе снялась в "Садко", и Коле Рыбникову оставалось только вздыхать по красавице.
Спустя время многое переменится. Они будут вместе, несмотря на многие препятствия. 2 января 1957 года, сразу, после новогоднего праздника, они зарегистрировали свой брак. Николай Рыбников, чья песня про не кочегаров и не плотников из фильма "Высота" была на устах всей страны, уже тоже стал любимцем публики.
На премьере "Высоты" в Доме кино актриса сидела с Николаем Рыбниковым рядом. Когда герой фильма, которого тоже звали Николай, произнес с экрана: "Эх, прощай, Коля, твоя холостая жизнь!" - зал взорвался аплодисментами.
- Коля мне очень нравился, но я это всячески скрывала, потому что он тогда был влюблен в другую девушку. Я, конечно, переживала, но потом все личное отошло на второй план - меня пригласили в картину "Садко". Когда учеба закончилась и все выпускники разъехались, Коля вдруг "проснулся" и примчался ко мне в экспедицию. И в течение шести лет, где бы я ни была, везде следовал за мной тенью, присылал телеграммы: "Люблю, помню, целую..." Закончилось тем, что он приехал ко мне в Минск, где снималась "Полесская легенда", в канун Нового года. Мы с приятельницей встречали Колю на вокзале. Первое, что я увидела, когда открылась вагонная дверь, - огромный торт "Прага", а потом и самого Рыбникова... В одно из беззаботных мгновений предновогоднего веселья он вдруг сказал: "Аленка, выходи за меня замуж..." И я совершила самый сумасшедший в своей жизни поступок: в первый же рабочий день после праздника - второго января - вышла за него замуж. А уже на следующий день он улетел на съемки "Высоты". Опоздал, и ему чуть было не влепили выговор: он же сорвал съемки...
- Коля был однолюб, - часто рассказывала о муже Алла Ларионова. - Я точно знаю, что в личной жизни я была его единственной женщиной.
...Много слухов ходило тогда вокруг красавицы Ларионовой. Тогдашний министр культуры Александров не мог обойти своим вниманием актрису.
- Как-то министр был в нашей студии на "Ленфильме", - вспоминала Алла Дмитриевна. - Увидел меня и застыл как вкопанный и простоял так все время, пока я пробовалась на роль Оливии в "Двенадцатой ночи".
В список "гарема" бывшего министра культуры молва занесла и Аллу Ларионову. Завистники утверждали, что Александров купал актрису в ванне с шампанским. Разбираться, правда это или нет, никто не стал. И на все киностудии было разослано уведомление, согласно которому приглашать Ларионову на съемки отныне запрещалось.
Актрису надолго отлучили от кино, как обычно, ничего не объясняя. Она была утверждена на роль Василисы в фильме Александра Птушко "Илья Муромец". Режиссер каждый день звонил ей, недоумевая, почему она не приезжает в Ялту на съемки. А Ларионова не могла выехать: в Театре киноактера, где она числилась в штате, не подписывали командировку и не выдавали суточных. Уехать без документов -уволят за прогулы. Потом телефон в ее коммунальной квартире замолчал.
- Это страшно угнетало. Я попыталась что-то выяснить, и мне такого наговорили про мои отношения с Александровым, что у меня волосы дыбом встали...
Многие ее бывшие "друзья", прослышав о негласном решении не снимать больше актрису в кино, куда-то исчезли...
Узнав о том, что она попала в черный список, Ларионова написала письмо новому министру культуры Михайлову и попросила разобраться с порочащими ее имя сплетнями.
- С трудом я заставила себя это письмо написать, - рассказывала Алла Дмитриевна. - Потом, собравшись с духом, позвонила в приемную. Ответил мужской голос, наверное, помощника. Я представилась и сказала: "Мне необходимо встретиться с министром!.." Говорила с таким напором, что голос в трубке, какое-то время помолчав, попросил перезвонить через несколько дней. В следующий раз сказали, что министр принять не сможет, но в министерстве меня выслушают. Я приехала. Меня встретили добрые молодцы с такой ухмылочкой на лице, что я разрыдалась. Оставила им письмо и убежала. Звоню неделю спустя и слышу радостное: "Алла Дмитриевна! Как хорошо, что вы позвонили! Мы постараемся все исправить..." Через несколько дней в газете статья о предстоящей поездке во Францию большой делегации советских кинематографистов. И - глазам не верю - среди прочих имен мое...
Новый министр написал ответ актрисе, в котором сообщал, что все выяснил и "уже отдал все соответствующие распоряжения".
Алла Ларионова много ездила и по миру, и по стране.
- И океан больше десяти раз пересекала! А фестивали всегда привносили в нашу жизнь фейерверки эмоций. Представляете, что было, когда в Советском Союзе впервые прошла Неделя французского кино, когда приехали Жерар Филип, Даниель Дарье, Николь Курсель?!.. А потом с ответным визитом послали в Париж нас. Людмила Целиковская, Сергей Бондарчук, Николай Черкасов, Элина Быстрицкая, Владлен Давыдов, ну и я...
Рассказывают, что у Аллы Ларионовой был роман с Жераром Филипом...
- Ох уж эти слухи! - не раз парировала актриса. - Да, мы симпатизировали друг другу. Он спросил, как меня зовут, потом с трудом произнес по-русски: "Алла Ларионова" и, указывая на себя пальцем, сказал: "А я - Жерар Филип". Однажды я назвала его "Жерарчик", а он в ответ: "Алчик". На прощальном приеме он написал на ресторанном меню такие строки: "Со мной сидит блондинка в платье голубом, и я в нее влюблен". Он мне нравился, он очаровывал. Но ближе к моему идеалу был Жан Габен, с которым, к сожалению, я не была знакома. Он в те годы был уже далеко не молод. Но в нем чувствовалась мужская сила. А это очень важно для женщины. Еще школьницей я увидела его в картине "У стен Малапаги". Этакий гриб-боровик... Я безумно его любила.
Аллу Ларионову часто в шутку называли специалистом по Южной Америке. Она исколесила ее вдоль и поперек. Как-то в Бразилии перед просмотром фильма она сидела с Сергеем Бондарчуком в кинозале. К ним подошла по тем временам необычно одетая - в брюках! - черноволосая женщина.
- Я знаю, вы русские, - сказала женщина. - Мне интересны ваши фильмы. А это твой жених? - И она показала на Сергея. Потом мы узнали, что это была сама Анна Маньяни - королева итальянского кино.
Как-то в Аргентине Алла Ларионова была с показами "Садко". На прощальном банкете к столику подошла невысокая светловолосая женщина. Она остановилась и в пояс, по-русски поклонилась: "Я подошла, чтобы выразить свой восторг вашей красотой! - сказала она. - Вас нельзя не заметить!.. Я - Мэри Пикфорд".
- Я вскочила со стула как ужаленная. Боже! Я столько о ней слышала! Потом она рассказывала о своих впечатлениях от посещения нашей страны, когда снималась в картине "Поцелуй Мэри Пикфорд", где ее партнером был Игорь Ильинский. Говорила, что на всю жизнь запомнила искренность, сердечность и доброту, с которой ее принимали в России... На прощание Мэри Пикфорд подарила мне свое фото - самый дорогой для меня подарок, который я привезла из Аргентины.
- После поездки на Кубу у Николая появилась кинокамера, -вспоминала Алла Дмитриевна. -Безумно редкая для нас в те годы "игрушка". И он так загорелся: дочек снимал чуть ли не ежеминутно - и дома, и на улице, и в гостях... Очень много снимал в семье наших друзей Бондарчуков: их дочку Аленку. Я была ее крестной матерью, а Ирина Скобцева - крестная нашей младшей Ариши. То, что я решилась родить двоих детей, в актерской среде считалось чуть ли не подвигом, - не раз говорила Алла Дмитриевна. - Правда, если б не моя мама, не знаю, как бы мы с Колей справились... Но я очень рада тому, что они у меня есть. Жаль вот только, что дочки по нашим стопам не пошли: одна работает на телевидении, другая окончила полиграфический техникум... Но, может, это и к лучшему: мы ведь с Колей в своей профессии всегда были людьми крайне зависимыми от чужой воли...
Вот что вспоминает об Алле Ларионовой Ирина Константиновна Скобцева-Бондарчук, народная артистка России:
- С Аллочкой мы никогда вместе не снимались. Но я очень долго находилась под впечатлением от ее игры, красоты, женственности после "Анны на шее". И помню одну деталь, очень личную. Когда меня зачислили в штат Театра-студии киноактера, мы еще не были с ней знакомы. Я пришла туда в первый раз и увидела возле большого зеркала в гардеробе Аллу. Она поправляла платок на шее, потом достала из сумочки духи "Кристиан Диор - Ма Гриф"... И весь ее облик в те минуты: пепельные волосы, роскошные глаза, вздернутый носик и аромат "Ма Гриф" соединились в моем восприятии Аллы. И первое, что я себе купила, выехав за границу, -духи "Ма Гриф"...
А некоторое время спустя мы подружились семьями. Мы жили в одном доме у метро "Аэропорт". Ходили друг к другу в гости, крестили друг у друга детей... Еще наши мужчины играли в шахматы. И здесь настойчивость и упрямство Бондарчука схлестывались со вспыльчивостью Рыбникова. У Сергея расчет был на стратегию и тактику, у Коли же - на стремительность и темперамент. Тем не менее ему редко удавалось переиграть Бондарчука...
Коля и Алла были одной из самых счастливых семейных пар, какие я только знаю. Алла за Колей была как за каменной стеной. И я с белой завистью смотрела на то, как Коля устроил быт и взял на себя многие из тех обязанностей, которые в нашей семье лежали на моих плечах. Вы бы видели, как он отделал их новую пятикомнатную квартиру! Таким мужчиной, да и вообще этой парой, невозможно было не восхищаться.
Каждая роль Аллы Ларионовой становилась событием в кино. И сегодня, стоит ей появиться на экране в лентах прошлых лет, ее образ завораживает. Это и называется - Актриса на века.