Нет нужды подробно представлять Муяссар Раззакову нашим знатокам и ценителям оперного искусства. Они ее любят и знают и с нетерпеньем ждут ее приездов в Москву. Тем не менее можно напомнить, что она - ведущая солистка Ташкентского большого академического театра оперы и балета имени Алишера Навои.
В ее репертуар входят партии из опер мировых и узбекских композиторов, причем национальную классику Муяссар исполняет на узбекском языке, а мировую - на русском и итальянском. Она участвовала во многих международных конкурсах и побывала на гастролях в США, России, Германии, Франции, Венгрии, Турции, Южной Корее и Египте. Недавно она участвовала в московском фестивале "Созвездие русской лиры".
- Я со студенческих лет боготворила Елену Образцову, - вспоминает она. - А на Конкурсе имени Глинки мы познакомились лично. Я считаю, что именно эта встреча перевернула всю мою жизнь. Мне хотелось походить на нее-, хотелось быть такой же свободной и коммуникабельной. И когда я почувствовала в себе уверенность, то отважилась пригласить ее на свой первый юбилейный вечер. Елена Васильевна не только приехала в Ташкент, но и выступила с замечательной программой. Это был настоящий праздник искусства для зрителей и артистов. Нам с мужем удалось показать ей жемчужины Востока - Самарканд, Бухару, Хиву. Тогда она сказала: "Теперь я понимаю, почему именно в Узбекистане родилась такая замечательная певица, - край теплый, благодатный и с потрясающей цивилизацией". У меня выросли крылья. И я поняла, что эта женщина дает мне силы, чтобы осуществить самые заветные мечты. Поэтому я готова была принять любое предложение великой певицы. Вскоре оно поступило. Но до последнего момента я не знала, что буду участвовать в таком крупном и престижном фестивале российских звезд, как "Созвездие русской лиры". Я испытывала особое волнение, потому что включила в программу арию Марфы из оперы "Царская невеста" Римского-Корсакова. Будто сдавала экзамен российскому зрителю.
- И что вам больше всего запомнилось?
- Знаете, каждая поездка и каждый концерт преподносят какие-нибудь сюрпризы. Но в памяти остаются самые приятные моменты, которые подстегивают дальнейший творческий процесс. Казалось бы, что в том, что я побывала в квартире Образцовой, что стояла у ее рояля, что лично для меня она провела мастер-класс, что мы пили вместе чай. Но это такие важные минуты обретения теплоты человеческих отношений! Я бесконечно благодарна Елене Васильевне за ее поддержку и искреннее уважение ко мне, молодой певице. Хотя перед началом концерта мысли мои сильно перепутались, и я даже ощутила в себе гнев. Дело в том, что изначально мое выступление планировалось в первом отделении концерта. За час до начала Елена Васильевна сообщает мне, что выступать мне предстоит во втором отделении, и точка. Стало страшно выходить на сцену после несравненной Образцовой. . Лишь по окончании концерта поняла, какая мудрая и доброжелательная эта женщина. Она "подала" меня "разогретому" зрителю через призму своей профессиональной оценки.
- Говорят, что в наше время талант уже не так много значит, как прежде".
- Мне кажется, сама жизнь расставляет все на свои места. Пока искусство не обеднеет талантами, будут появляться и существовать самые феноменальные явления, вне зависимости от какого-либо заказа. Вот, скажем, я слышала о появлении в России нового замечательного ансамбля "Эрмитаж" под управлением Алексея Уткина. Однако не предполагала, до какой степени одаренные музыканты составляют этот камерный ансамбль, пока не удалось услышать их, работать с ними. Признаюсь, получила истинное удовольствие и эстетическое наслаждение от работы с ними и на репетициях, и 'на концерте. Сочетание легкости взаимопониманий, корректности, высокого профессионализма, а главное, полная отдача музыке - явление очень редкое. Одинаково красиво, с изюминкой, исполнили они аккомпанемент к ариям знаменитых классических опер и узбекской национальной песне.
- Что, по-вашему, необходимо для удачной постановки?
- Постановка опер сегодня - невероятно сложный и трудоемкий процесс, зависящий от многих составляющих и, конечно же, от финансов. Но не будем касаться организационных моментов. Главное, чтобы в театре были хорошие голоса, хороший оркестр, хорошие дирижер и режиссер.