Закончился фестиваль анимационного кино, которое никто не увидит
То, что суздальский анимационный фестиваль этого года будет особенным, понятно было еще из программы. Конкурс насчитывал беспрецедентное количество фильмов - 46 (в том числе два полнометражных) - с общим хронометражем десять с лишним часов. Одним из лейтмотивов фестиваля стал разговор о том, что в 2004 году российская анимация вышла на доперестроечный уровень как по количеству производимых фильмов, так и по их качеству.
Чуть больше двух лет назад в "Еженедельном журнале" появилась статья Дины Годер "Я работаю телевизором" - это был репортаж с "Крока", международного фестиваля анимационных фильмов. Горькую иронию этого названия могут оценить только завсегдатаи анимационных фестивалей. Первый визит на подобное мероприятие обычно связан с культурным шоком: оказывается, мир современной анимации не ограничивается тупыми и бессмысленными мультсериалами. Второй повод для потрясения - высокое качество современной российской анимации.
Отойдя от шока и злобно рефлексируя по поводу собственного невежества, обращаешься к ТВ-программе, видео- и DVD-продукции, дабы расширить диапазон своих познаний в этой области. Все попытки тщетны. Ни телевизионная программа, ни многочисленные интернет-магазины не выдают искомых названий и имен. Только скромные видеосборники, информация о которых содержится на сайте animator.ru, могут оказать небольшую поддержку желающим ознакомиться с современной российской анимацией.
Суздальский фестиваль этого года спровоцировал очередную волну сожалений и возмущений по поводу недоступности современной анимации для широкого зрителя. Хороших фильмов было как никогда много. Дабы в сложной ситуации информационного вакуума задать какие-то критерии оценок, стоит сказать, что "Алеша Попович и Тугарин Змей" (один из немногих фильмов, показанных в широком прокате) расценивался в Суздале скорее как неудачный. Про него говорилось в кулуарах, что на уровне почти полного отсутствия российского полнометражного кино "Алеша Попович", конечно, серьезный шаг вперед, но по гамбургскому счету большой художественной ценности этот фильм не имеет. И его создатель - талантливый режиссер Константин Бронзит - был награжден за другой фильм. Оправдывая изъяны "Алеши Поповича", Бронзит говорил, что фильм делался под жестким давлением продюсера, обладающего собственным представлением о хорошем кино и мечтавшего сделать из фильма русский "Шрек". Название второго из представленных на фестивале полнометражных фильмов - "Щелкунчик" - вообще редко всплывало в обсуждениях. Основное внимание зрителей было сосредоточено на новом проекте киностудии "Пилот" - цикле мультфильмов по сказкам народов России "Гора самоцветов". В рамках этого грандиозного проекта, создаваемого под руководством Александра Татарского, Валентина Телегина, Михаила Алдашина, Эдуарда Назарова и Георгия Заколодяжного, сделано уже 11 фильмов из планируемых 52. Каждый фильм предваряет пластилиновая заставка, начинающаяся со слов: "Мы живем в России". Далее в полутораминутном прологе сообщается немного о российском гербе, флаге, а затем о народности, чью сказку предстоит увидеть зрителю. Все 11 фильмов сделаны разными художниками, в разных техниках и стилистиках: среди них есть и замечательно смешные, и лиричные, и в высшей степени эстетские. Но несмотря на непохожесть, все мультфильмы по-настоящему хороши.
Именно цикл "Гора самоцветов" и стал очередным поводом для возмущенных разговоров о нашем телевидении, которое пока что не спешит вставлять эти фильмы в свою программу.
Особенная пикантность ситуации состоит в том, что "Гора самоцветов", как и многие другие российские анимационные фильмы, была создана на государственные деньги. Финансовую поддержку проекту оказывало Федеральное агентство по культуре и кинематографии, которое все по старой привычке называют Госкино. Если не знать историю этого проекта, с легкостью можно было бы предположить, что пилотовские фильмы сделаны по государственному заказу. Так и видится чиновничья бумажка, обязывающая авторов проекта развивать в детях уважение к государственному флагу и гербу, расширять их знания о родной стране, воспитывать в зрителях толерантность по отношению ко всем народам, обитающим на территории нашей огромной Родины, прививать вкус и любовь к национальным культурам малых и больших народностей.
Поистине "Мы живем в России", в этой не только самой большой, но и самой удивительной в мире стране. Какое еще государство может себе позволить потратить огромные деньги на проект, а затем положить его на полку? Что, денег слишком много в нашей стране развелось? Или сетка нашего телевидения до отказа забита качественной видеопродукцией? А может, бесконечный "Аншлаг" по представлению наших телевизионных чиновников более полезен для народа, чем хорошая анимация? Чем, скажите на милость, можно объяснить тот факт, что государственные каналы не хотят брать сделанный на государственные деньги и в государственных интересах талантливый проект? Можно бесконечно говорить о том, что существует великая российская многонациональная культура, что богата земля русская талантами и умами. Но все эти громкие лозунги, ежедневно бьющие по голове с экрана телевизора, звучат как издевательство, когда смотришь на результаты небольшого соцопроса, проведенного журналисткой Марией Костюкевич среди детей 8-9 лет на тему их предпочтений в области анимации. Вот перечень фаворитов: "Том и Джерри", "Пинки и Брейн", "Скуби-Ду", "Багз Банни и его друзья", "Человек-паук". Список этот продолжается прочими образчиками третьесортной продукции западной анимации. Даже классический Дисней упоминался всего один-два раза. А "Ну, погоди! " и "Винни-Пух" (русский ли? ) оказались где-то в хвосте списка, и этими двумя названиями познания детей в области советско-российской анимации исчерпывались. А с чего бы взяться этим познаниям, если хорошие мультфильмы показывают на ТВ только по большим праздникам, а "Пинки и Брейн" каждый день крутят?
В отличие от многих других история про "Гору самоцветов", скорее всего, закончится относительным хеппи-эндом. "Пилот" - большая киностудия, и на ней работают не только талантливые, но и энергичные люди, которые будут ходить, обивать пороги, пристраивать, договариваться. Рано или поздно труды их увенчаются успехом: "Гору самоцветов" выпустят мизерным тиражом на кассетах и DVD, при благополучном стечении обстоятельств раза два покажут по телевизору, а если уж совсем повезет, то в каком-нибудь заштатном кинотеатре продемонстрируют на большом экране. Ну а до тех пор журналистам ничего не остается, как "работать телевизором".
***
Призы 10-го открытого российского фестиваля анимационного кино
"Кот и лиса" (режиссер Константин Бронзит, цикл "Гора самоцветов") - за лучшую режиссуру "Про Ивана-дурака" (режиссер Михаил Апдашин, цикл "Гора самоцветов") - за лучшую режиссуру "Про ворона" (режиссер Алексей Алексеев, цикл "Гора самоцветов") - за создание гармоничного звукового и зрительного пространства
"Про мышонка" (режиссер Мария Муат, художник Марина Курчевская, студия "Анимос") - за лучший фильм для детей "Эскимо", "Жук, корабль, абрикос" (режиссер Юлия Аронова) - за лучший дебют
***
Анимационная адаптация рассказа А. П. Чехова "Каштанка" (режиссер Наталья Орлова) -- фильм студии "Анимос", созданный в рамках проекта "Русская классика - детям". На фестивале было представлено еще два фильма из того же проекта: "Про мышонка" (по С. Маршаку) и "Новогодние приключения двух братьев" (по Е. Шварцу).
***
Один из самых красивых фильмов фестиваля - "Как обманули змея" (цикл "Гора самоцветов") - сделан по нивхской сказке о том, как птицам удается обхитрить змея, похищающего их яйца. В отличие от большинства историй из цикла "Гора самоцветов", фильм Андрея Кузнецова не смешной, а скорее лиричный, и совсем без слов.
***
Новый маленький фильм Ивана Максимова "Потоп" совершенно затерялся среди более роскошных и масштабных анимационных проектов. Да и в контексте предыдущих работ Максимова "Потоп" сложно назвать большой удачей. Но все же он необыкновенно хорош, как все, что делает Максимов. Уникальная графика, совершенная гармония в сопряжении звукового и изобразительного ряда и неповторимое изящество присутствуют в этом фильме точно так же, как и в предыдущих работах мастера.
***
"Легенда о леди Годиве" - экранизация английской легенды о благородной даме, которая ради спасения свои подданных от непосильного бремени налогов соглашается проехать через весь город в обнаженном виде. Художник-постановщик фильма Дмитрий Суринович в момент получения диплома фестиваля "За работу в фильме" высказал неподдельное недоумение по поводу такой высокой оценки его работы. И это даже отчасти приятно - редко случается видеть, чтобы художник недооценивал свое произведение. "Леди Го дива" - таинственный, романтичный и действительно очень красивый фильм, в котором словно сквозь дымку времени проступает старинная история.
***
"Кот и лиса" Константина Бронзита (цикл "Гора самоцветов") - анимационная версия всем известной сказки о том, как лиса подобрала выброшенного в лес кота и стала им пугать крупных зверей: кабана, волка и медведя.
***
Мультфильм Михаила Алдашина "Про Ивана-дурака" (цикл "Гора самоцветов") составлен из нескольких народных сказок: здесь дурачок и козу дереву продает, и дверь сторожит, и, естественно, женится на Царевне Несмеяне, которую ему удается рассмешить собственной глупостью.
Фильм сделан в стиле лубка. Роли озвучивали Александр Филиппенко, Александр Леньков, Ольга Шорохова и Эдуард Назаров.
***
В основу сюжета "Ключи от времени" (режиссер Сергей Серегин) легла замечательная, но, к сожалению, плохо известная детская повесть Анатоля Франса "Пчелка". Фильм выполнен в эстетике средневековых книжных миниатюр.
Дагестанскую сказку " Шейдулла-лентяй" (режиссеры Сергей Гордеев и Рим Шарафутдинов, цикл "Гора самоцветов") призами обошли, а жаль. История про ленивого человека, который идет к Большому Мудрецу, чтобы узнать, как ему разбогатеть, рассказана с таким количеством околоабсурдистских гэгов, что вполне могла бы претендовать на премию за лучший сценарий. По дороге к мудрецу Шейдулла встречает то больного волка, у которого постоянно отваливаются разные части тела, то рыбу, все время норовящую утонуть, то большую птицу, которая, словно собственных птенцов, кормит червяками украденных у Шейдуллы же овец.
***
"Лиса-сирота" - фильм абсолютно постмодернистский. Чуть не в каждом кадре звучит какая-нибудь цитата или реминисценция. То собравшиеся под одной крышей звери рассуждают, как бы им купить коровку в типичных репликах друзей из Простоквашино, тух начинает мило картавить и обращается к собратьям "товагищи". Эти шуточки для взрослых - дети, скорее всего, большинства параллелей не увидят - вовсе не разрушают сказочной истории о том, как лиса хотела обмануть приютивших ее зверей (волка, зайца, медведя и петуха) и присвоить себе их горшок
***
"Буревестник" Алексея Туркуса (студия "Аргус Интернейшнл") получил не один, а целых два приза зрительских симпатий: ему досталось первое место по итогам онлайн-голосования на проекте Rambler Vision (на этой страничке фильм можно посмотреть в плохой копии) и первое же место в рейтингах, проводимых среди гостей и участников фестиваля. Такой результат был предсказуем - во время показа зал своим смехом заглушал звук фильма. Единственный, кто был удивлен такому исходу, - сам режиссер, который полагал, по всей видимости, что его анимационный капустник об уроке литературы будет воспринят как забавный пустячок, милый, но не претендующий на лавры победителя.