Рассказываем о московских марийцах
Несколько лет назад именно марийцы выступили инициаторами объединения финноугров, проживающих в Москве. Именно вокруг марийцев, относящихся к этой национальной ветви, сплотился костяк из представителей мордвы, карелов, коми, удмуртов, венгров, финнов, эстонцев... Это тем более удивительно, что сами себя марийцы до сих пор упорно разделяют на горных, луговых и восточных. Даже язык у них отличается, даже праздники! Про убеждения, воззрения и разницу в исторических путях развития вообще молчу!.. Но все по порядку. Гость рубрики - вице-президент региональной общественной организации "Землячество Марий Эл" Юрий ЕРОФЕЕВ.
"Kudo + Kodu"
- Юрий Иванович, давайте сразу разберемся с названиями: что такое "марий", что такое "эл"?
- Насколько мне известно, это словосочетание появилось в 1991 году, его ввел в обиход народный марийский поэт Семен Вишневский. "Мари" - принадлежность к национальности, "эл" - "край".
- Но сейчас все чаще и чаще всплывает дореволюционный этноним "черемисы" - он откуда взялся?
- "Чаремыш" - по-марийски "препятствие, заслон", так нас называли татары... После революции понятие "черемисы" было вычеркнуто из употребления. Ему стали приписывать некий оскорбительный смысл. А сейчас слово возвращается в обиход, особенно научный.
- Правда, что некоторые названия в Москве и Подмосковье имеют финноугорские корни?
- Конечно. К примеру, город Талдом - производное от марийского "талдым" - нечто вроде летней кухни. Икша, в 40 километрах от Москвы, - производное от "икте", по-марийски "один". Да и сама Москва... По-марийски "маска" - медведь, "ава" - мать. Получается "медведица". Так-то! Пусть это лишь одна из версий происхождения имени столицы, но она была поддержана российским историком Ключевским.
- Сколько марийцев в Москве?
- 2 тысячи 152 человека, согласно последней переписи. А всего финноугров - представителей 25 национальностей - 33 тысячи. Немало, согласитесь. Еще три года назад было принято решение объединиться, более того - стать наконец участниками всемирного финноугорского процесса.
- Тогда вы и создали Координационный совет финноугорских организаций Москвы?
- Нет, не совсем так. Объединение оказалось делом непростым. 25 национальностей - и каждый стремился жить сам по себе. Поэтому пришлось находить точки соприкосновения как бы окольными путями. В 2001 -м начали издавать тематические полосы и страницы в финноугорской газете "Kudo + Kodu", выпускавшейся в Йошкар-Оле. "Kudo" - по-марийски "очаг", a "Kodu" - в переводе с эстонского "дом". Так вот, для поддержки издания нам потребовался общественный совет, в него вошли руководители всех финноугорских организаций Москвы и стали работать вместе. За 2 года сделали 12 выпусков, они имели весьма широкий общественный резонанс. Постепенно объединение финноугров Москвы, в том числе и с помощью газеты, состоялось.
- Знаю, что марийцы стали активно переселяться в Москву в 60-70-х годах прошлого века. Но почему именно тогда?
- А вы лучше спросите, какие именно марийцы переселялись: луговые, горные или восточные? И вообще, откуда взялись восточные?
- Это вы у меня спрашиваете? Интересный поворот: а кто кого интервьюирует?!
Два берега
- Поясняю разницу: марийцы испокон веков делились на горных и луговых, правобережных и левобережных. Нас разделила Волга! Это география. А теперь - проистекающая из нее история. Когда в XVI веке Иван Грозный взялся покорять эти края, его войско смогло пройти только по правому берегу, на левом дорог не было, одни леса. Соответственно русификация и христианизация правой (горной, как мы говорим) стороны пошли интенсивнее. А луговые (левобережные) держались особняком, их русские особо не трогали. Более того, луговые платили дань татарским ханам, с которыми водили вполне дружеские отношения. Кое-кто даже сражался на их стороне против Ивана Грозного... Когда же, после падения Казани, луговым пришлось-таки подчиниться русскому господству, они подняли восстание - и в течение семи лет шли кровопролитные, так называемые черемисские войны. Десятки тысяч марийцев бежали за Урал - в Башкирию, Пермь, на территорию нынешней Свердловской области. Так появились восточные марийцы... И до сих пор это деление существует. Даже в языковых наречиях есть отличия. Кстати, восточные марийцы считают свой язык самым "чистым", близким к первоисточнику. Сейчас за Уралом 140 тысяч марийцев. И вот как раз оттуда, преимущественно из этих земель, в середине прошлого века люди потянулись в Москву.
- Феномен истории: сначала бежали от Москвы, потом - к ней.
- Всему есть объяснение. Советская власть впервые за всю историю существования марийцев дала им государственность: был образован Марийский автономный округ, затем - Марийская АССР. Кроме того, в 60-70-х годах прошлого века в Марийской республике процветало сельское хозяйство. Когда по всему Союзу наблюдалась нехватка мяса, мы горя не знали. Время было золотое. Разумеется, уезжать из республики никому и в голову не пришло бы - ни луговым, ни горным. Иное дело - восточные марийцы. Они, по-видимому, ощущали себя не столь комфортно, вот кое-кто и стал переселяться в Москву.
- Слышала, вы и мэра столицы Лужкова числите марийцем?
- Ну а почему бы нет? Матушка Юрия Михайловича родом из деревни Калегино Калтасинского района Башкирии, который в значительной степени населяют восточные марийцы.
- Ну, при таком раскладе вы просто не могли не развернуть в Москве бурную деятельность.
- На что намекаете?
- На врожденные организаторские способности марийцев, конечно! Благодаря вам финноугры Москвы больше не стоят в стороне от мирового процесса, так ведь?
- Кто хочет - тот работает без жалоб на "объективные обстоятельства". В июне 2004 года делегация финноугорских организаций столицы приняла участие в IV Всемирном конгрессе финноугорских народов, который проходил в Таллине. Там выступали президенты Венгрии, Финляндии, Эстонии... Нам было на что посмотреть, чему поучиться. А V конгресс решено провести в 2008 году в России - в Ханты-Мансийске. Готовиться будем заранее, чтобы не ударить в грязь лицом.
Неприкасаемые рощи
- Говорят, октябрь стал самым что ни на есть финноугорским месяцем в году?
- Верно. Уже второй год каждую третью субботу октября мы отмечаем в Москве День финноугорских родственных народов. Еще на III Всемирном конгрессе в Хельсинки решено было "назначить" этот день праздничным. В 2003 году московские финноугры собрались на базе Венгерского культурного центра, в 2004-м - провели торжественное собрание в Московском доме национальностей. Весной прошлого года в том же МДН мы организовали фестиваль "Финноугорская весна". От нас выступал семейный вокальный ансамбль Минилбаевых под названием "Райдем"...
- Каковы планы московских марийцев на ближайшее будущее?
- В сентябре нынешнего года в Поликультурном образовательном центре на улице "Правды" начнет работу марийский класс. Есть договоренность с учителем, заказаны учебники марийского языка. Надеемся, удастся организовать с детьми вокальный или танцевальный коллектив. Спасибо мэрии Москвы - поддерживает наши инициативы, относится с пониманием к нашим проблемам.
- Отмечают ли марийцы Москвы свои собственные национальные праздники?
- Намерены как раз в Поликультурном центре вместе с детьми возрождать эти традиции. "Пеледыш пайрем" - праздник цветов, он отмечается в июне. "Пеледыш айо" - праздник песни (отмечается преимущественно горными марийцами). "Шорык-йол пайрем" - святки, "васли-кугыза пайрем" - марийский Новый год, "сюрэм" - переход от весенних посевных работ к сенокосу... У каждого - свои ритуалы. Под Новый год в Марий Эл неделю по домам ходят ряженые, смотрят, насколько мастеровиты хозяева, что за год построили, отремонтировали, сшили, сколько банок варений-солений закрутили... Советы разные дают. Призами награждают. Сами гостинцы получают... А в честь праздника "сюрэм" в конце июня марийцы по традиции отправляются на моления в свои священные рощи. Около каждого села есть такая роща. Прикасаться к деревьям в них запрещено, разве что сами от старости упадут. И ведь каждое дерево в такой роще "закреплено" за конкретной семьей: когда люди приходят на моления, несут дары именно к своему дереву - дубу, ели, березе!.. Удивительно: официальная религия в Марий Эл - христианство. И марийцы посещают храмы, отмечают все главные православные праздники. А потом - благополучно идут в рощи. Такая вот хитрость. Или - упертость. Или - мудрость. Называйте как угодно...
***
Словарь
Имена
Андрей Эшпай - композитор, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий,
Иван Ефремов - генерал армии, командующий Московским военным округом,
Валентин Яковлев - генерал-полковник, руководитель общественной общероссийской организации "Морская пехота",
Михаил Мурашко - заслуженный деятель искусств РФ, профессор Московского университета культуры,
Евгения Шевелева - заслуженная артистка России, профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных,
Людмила Коржавина - певица, солистка ГАБТ,
Владимир Шамиданов - флейтист, солист Российского национального филармонического оркестра под руководством Спивакова,
Геннадий Махотин - 10-кратный чемпион мира, Европы по армспорту,
Александр Петров - альтист, солист симфонического оркестра ГАБТ,
Владимир Матвеев - Герой России, летчик-испытатель.
Палыме лийына! (Давайте знакомиться!)
Региональная общественная организация "Землячество Марий Эл"; вице-президент - Юрий Ерофеев. Региональная общественная организация "Общество граждан и выходцев из Республики Марий Эл"; руководитель - Филимон Синяков.
Контактный телефон (в МДН): 925-43-22.