Совсем недолго осталось ждать появления на норильской сцене легендарного Сирано де Бержерака. Самое непосредственное отношение к этому событию имеет наш сегодняшний герой. "Андрюша, к тебе пришли! " - сказала вахтер театра в трубку телефона. И потом, уже обращаясь ко мне: "Вы ведь знаете, куда идти? ". И я отправилась на встречу с заведующим музыкальной частью Норильского Заполярного театра Андреем Максимовичем ФЕДОСЬКИНЫМ.
Встретил меня высокий мужчина сумрачного вида, отдаленно похожий на Бетховена, когда он уже начал глохнуть, взглянул на меня этак пронзительно и даже слегка высокомерно: мол, нам, композиторам, некогда разговоры разговаривать, надо очередной шедевр творить. Если вы думаете, что все было именно так, то глубочайше заблуждаетесь. Андрей Максимович Федоськин, или Андрюша, как его любовно называют в театре, подкупает обаятельной, чуть смущенной улыбкой и общим выражением доброты. Педагог с довольно-таки длительным стажем, он всегда был порицаем начальством за то, что его студенты уже через месяц общения начинали обращаться к Андрею Максимовичу на "ты". "Но это не было панибратством, ни в коем случае, это было... проявлением демократичности". Демократичность в театре - суть отношений, непременная составляющая творческого процесса. Так что с этой точки зрения появление музыканта Федоськина в "волшебном мире кулис" - неизбежность.
Второй творческий сезон в Норильском Заполярном, четвертый - в Норильске. Не "год жизни", хотя, конечно, никуда от привычного обозначения хода времени не деться, а именно - сезон. Потому что творчество для Андрея - постоянное, естественное и... мучительное состояние. Ради творчества не единожды он круто менял привычный уклад жизни. Когда он, приезжий из провинциального Саратова, рискнул поступать в знаменитейшую столичную Гнесинку. Когда покинул устоявшийся и успешно гастролирующий коллектив "Джаз-балалайка" ради преподавания в не самом известном музыкальном училище. Когда ушел из Норильского колледжа искусств в совершенно новую для него сферу - театр. И хотя Андрей работает здесь всего ничего, он уже успел подхватить театральную бациллу и не отделяет своей жизни от этого заразительного пятачка, выхваченного из темноты, - сцены.
В его небольшом "кабинете", вызывающем в памяти ассоциации с телевизионной студией - то же обилие аппаратуры, наушники, стены со звукоизоляцией, - музыка сгущена до состояния пластов, "лупов" информации. Современная музыка, оказывается, давно не оперирует понятиями "музыкальная фраза" или "мелодия". Нет, они никуда не исчезли, но видоизменились в тот самый "луп" - ритмическую секцию, которая может повторяться бесчисленное множество раз. Вот прямо на моих глазах происходит процесс "нарезания" музыки на "пласты". Все делает компьютер, вдохновение звуков уложено в причудливые кривые, которые напоминают показания то ли кардиографа, то ли детектора лжи. Бобби Макферрэн - уникальный исполнитель, поющий... инструментальные произведения, в данном случае - "Полет шмеля", вдруг прерывается мелодией (воспользуемся устаревшим термином) из нового блокбастера "12 друзей Оушена". И еще раз... и еще... "Это сочетание будет в новом спектакле "Сирано де Бержерак", - комментирует с видимым удовольствием хозяин кабинета. Именно таким должно быть, по замыслу режиссера, сопровождение дуэли Сирано с одним из неудачливых противников. Дело в том, что "Полет шмеля" Бобби Макферрэн поет всего минуту, а дуэль длится минуты три... Так современные требования заставляют пересматривать классические каноны. Андрей Федоськин, надо сказать, глобальным переменам не противится.
Самое интересное для неге - когда есть "куда лезть вверх" Сейчас Андрей Максимович - школьник, впитывающий новое всеми фибрами души, хотя в его дипломе о высшем музыкальном образовании весьма солидно значится: "Концертный исполнитель". Преподаватель хоровых дисциплин. Дирижер оркестра народных инструментов. Методист по фольклору. Преподаватель и руководитель хора". Безумные идеи, что требует от музыканта театр могут родиться только на основательной теоретической базе, убежден маэстро. И приводит в пример главного художника Норильского Заполярного Михаила Мокрова: мол, так и фонтанирует, отчасти и потому что знания его - глубины невероятной.
"Что я сделал достойного? " - вот вопрос, очень осложняющий жизнь Андрея Федоськина. "Я часто пользуюсь головой", - шутит он. Из-за повышенного чувства ответственности он не слишком-то жалует праздники, предпочитая им работу. Даже самый всенародно любимый Новый год для него недостаточно весомый повод, чтобы не трудиться. Отчасти работа - спасение. Музыка звучит в голове всегда, она преследует... Андрей Федоськин не считает себя композитором, но как иначе назвать человека, который, оттолкнувшись от уже известных мелодий, переплавляет их в свойственной только ему манере так, что получается новая музыка? Он работает, творит, ищет и находит.
Не так давно "натворил" уже второй в Норильске фольклорный фестиваль. Это действо стоило трех месяцев жизни, пришлось попутно освоить "смежную специальность" - хождение по спонсорам, но результатом Андрей Федоськин доволен. Удалось не только пригласить столичных фольклористов по танцу и музыке, не только достойно выступить с коллективом НКИ "Мы - славяне! ", но и показать норильчанам великолепный семейный ансамбль Кабановых: они не дают представление, а вовлекают публику в фольклорное действо. Тоже новый подход. Это по-федоськински.
Когда четыре года назад начальник управления по делам культуры и искусства Зоя Благих пригласила московского музыканта Андрея Федоськина в Норильск, в столице он работал в 11 местах одновременно. Был даже одно время регентом хора Храма Христа Спасителя. Чтобы прокормить себя музыкой, в наши дни приходится очень потрудиться, но, конечно, работа в соборе не деньгами была ценна...
"Музыкальные училища плодят безработных, - горячо говорит Андрей Федоськин. - Сегодня требуется гораздо больше средств, чтобы слушатели, зрители достигли определенного уровня удовольствия. Происходит своеобразная инфляция эмоциональной восприимчивости. Задумайтесь: музыка уже сегодня не для ушей, а для тела. Чего ждут? Зрелища, шоу. Значит, нужно научиться считать, сколько действительно необходимо музыкантов на душу населения. Я мечтаю, чтобы когда-нибудь музыкальное образование можно было получать... факультативно. Чтобы были любительские организации вроде музыкальных клубов, где сегодня я играю, завтра - пою с хором, послезавтра - слушаю музыку". Может быть, когда-нибудь так и будет. В Норильске, отмечает Андрей Максимович, уже есть ростки этого будущего: достаточно вспомнить активную музыкально-просветительскую деятельность двух педагогов-энтузиастов колледжа искусств. Людмила Мельникова и Лариса Морозова как раз и создают для норильских детей атмосферу музыкального клуба, возрождая традиции дворянского воспитания прошлых веков...
Что-то далеко нас увели размышления от музыкального кабинета в Норильском Заполярном театре. А маэстро Федоськин тем временем признается, что, будучи преподавателем, он считал своим долгом... привить детям отвращение к музыке. Шоковая педагогика приносила плоды, противоположные задуманным. Ученики Андрюшу всегда любили. Не верите - спросите в колледже искусств.
И уж конечно, сам Андрей Федоськин без музыки жизни не представляет. Можно, но очень сложно прожить без мощи и многозначности Вагнера; без дирижерских шедевров Геннадия Рождественского - он делает музыку минимумом техники; без исполнительской манеры Михаила Плетнева: это и отточенно-сухая, и очень насыщенная эмоциями игра. Безбашенность Левона Оганезова - вроде бы музыканта совсем "из другой оперы" - дополняет картину "мира по Федоськину"... А после концертов норильчанина Игоря Кухарева маэстро Федоськин признался себе, что тоже хотел бы так играть. Правда, пианист живет концертами, а у норильских исполнителей для этого не так много возможностей...
***
Четыре года поездок. Германия, Франция, Голландия - почти вся Европа, да еще Япония, США, -эти страны рукоплескали ансамблю "Джаз-балалайка" и Андрею Федоськину в его составе. В Европе "балалаевцы" выступали в так называемых "театрах-кабаре", где искушенная публика почти сразу отрывалась от гастрономических изысков, чтобы послушать стебные, юморные музыкальные пародии "этих русских". В Японии гастролировали в солидных отелях, которые "потчевали" своих постояльцев известными именами: вместе с "Джаз-балалайкой" выступали Игорь и Эмиль Кио, иллюзион-шоу Юрия Кукеса.
От той жизни у нашего героя остался верный друг - гитарист Владимир Фридман, сейчас он постоянно живет в Штатах, и богатый опыт прикосновения к разным культурам. Опыт этот помогает в нынешней работе, позволяя Андрею Федоськину строить такие серьезные планы, как переработка знаменитого мюзикла Джерри Бока "Скрипач на крыше". А это - непаханое поле для театрального композитора. Причем поле, практически никем не ограничиваемое. Нелюбовь к регламенту осталась у Андрея Федоськина еще со времен службы в ансамбле песни и пляски Прибалтийского военного округа, когда командир подразделения черным по белому писал в распорядке дня: "С 10.00 до 14.00 - занятия творчеством".
***
Андрей иногда пытается вспомнить детство, прошедшее в тихом городке Энгельсе. И что же? Маму-кочегара видел мало. Папа-слесарь тоже пропадал на работе. Лучше вспоминается бабушка - она всю жизнь работала "в людях" и потому к старости даже трудовой книжкой не обзавелась. Да она и не была ей нужна, книжка эта. Другое было время, другая жизнь, нежели сейчас. Мальчик Андрюша, которого хулиганы не тронули, узнав, что в папке - ноты... Мамин завет: "Учись на баяниста - это всегда хлеб"... Куда ушла та давняя пора, когда в музыке можно было забыть об экономике? Когда музыкальные училища выпускали тысячи студентов и все они находили работу? Когда любое уважающее себя предприятие считало своим долгом иметь собственный хор?