Пушкинский музей вчера открыл Италию России
Выставку "Россия - Италия" готовили три года. Итальянскому парламенту пришлось даже издать особый указ о ее финансировании. Осенью прошлого года выставка была показана в Риме и теперь прибыла в Москву.
По выражению директора Пушкинского музея Ирины Антоновой, из каждой картины в экспозиции "Россия -Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича" можно было бы устроить отдельную выставку. Каждая из них - не просто шедевр, но национальное достояние. В этом, как ни странно, и сила, и слабость международного проекта, приехавшего под крышу ГМИИ. Конечно, здесь собраны имена и произведения, которые создали целые эпохи в искусстве. У каждого экспоната можно простаивать часами и вспоминать пассажи из школьных учебников. Здесь и алтарный образ Джотто (основателя итальянского Ренессанса), и византийская икона "Ангел Златые Власы" (до этого она не покидала Русский музей). Шедевры великой троицы Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело) соседствуют с великими иконописцами земли русской Рублевым и Дионисием, а бунтарь Караваджо (XVII век) - с услужливым Левицким (XVIII век). Здесь можно увидеть работы романтиков Франсуа Фабра и Василия Тропинина (XIX век), а также столь популярного на Западе нашего Малевича и знаменитого у нас Модильяни (XX век). Впрочем, между многовековыми шедеврами вплоть до XIX века (когда, скажем прямо, ничего особенно интересного ни у нас, ни у итальянцев создано не было) почти нет никаких пересечений. Если, конечно, не считать "пересечениями" работу итальянских мастеров в Москве и Петербурге: самый мощный экспонат в этом ряду - макет ансамбля Смольного монастыря Растрелли. Итальянцы слишком самодостаточны и слишком богаты собственной историей, чтобы сравнивать себя с кем-то или с чем-то. Россия, наоборот, постоянно что-то впитывала и воспринимала (сначала у византийцев, потом у тех же итальянцев, немцев, французов и так далее по списку). Поэтому выставка "Россия - Италия" принципиально не похожа на уже проходившие у нас "бинарные" смотры, где сравниваются и сопоставляются две культуры. Она лишена изящества "Москвы - Парижа" (импрессионисты и "Русские сезоны") и политической интриги "Москвы - Берлина" (фашизм и сталинизм).
Идеологию "России - Италии" можно изложить в двух словах: стенка на стенку. Вот с одной стороны Белого зала -стена с картинами итальянского Возрождения, а вот с другой стороны Белого зала - стена с древнерусскими иконами. Какая между ними связь? Для стороннего взгляда почти никакой: с одной стороны - светская культура и роскошь плоти, с другой - насквозь духовная православная архаика. Лишь в архитектуре можно увидеть явное пересечение. Знаменитый строитель Успенского собора в Кремле Аристотель Фьораванти спроектировал для родной Болоньи палаццо дель Подеста, макет которого поставлен сразу при входе в выставочный зал. Нужно отметить, устроители выставки не особенно утруждали себя разными методами показа. Единственный метод, который они знают, - сопоставление по времени (все залы разбиты по векам). Ни по темам, ни по историческим параллелям, ни по другим критериям сложить шедевры не получается. Они расталкивают друг друга локтями и кричат о своей значимости. Итальянцы, открыв этот проект в Риме, назвали его очень точно: взаимное восхищение, взаимное удивление. Примерно в таком же положении долгое время пребывали два государства - Италия и Россия: каждое хотело быть лучше и исключительней всех других, и там, и здесь сказывалась византийская идеология супердержавы - центра вселенной. Правда, Италия к концу XX века оставила претензии на национальное превосходство и спокойно вошла в Евросоюз. Теперь, судя по всему, она того же самого ожидает и от России.
* * *
Выставка в ГМИИ им. Пушкина открыла фестиваль "Итальянский сезон в России", который продлится весь год. Этот крупнейший межнациональный проект продолжит традицию культурных обменов России с другими странами. Организаторами этого праздника искусств выступают Министерство культуры РФ, российский МИД и министерство культуры Италии. Среди участников "Итальянского сезона", который продлится весь год, - известные музыкальные, театральные и балетные коллективы, отражающие современные тенденции в итальянской культуре. Центральным событием проекта станут концерты оркестра Национальной академии Santa Cecilia и ансамбля солистов оркестра миланского театра "Ла Скала", известного не только в Италии, но и во всем мире. В числе гастролеров музыкальный ансамбль Scaligero, а также одна из лучших хореографических групп Италии под управлением Мауро Бигонзетти.